Translation
        Зеленин Дмитрий Константинович (1878 - 1954)  Дмитрий Константинович Зеленин - этнограф, фольклорист, диалектолог - родился 21 октября 1878 г. в с. Люк Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне - Завьяловский район УР) в небогатой многодетной семье священнослужителя и был самым младшим ребенком. Село Люк находилось примерно в 30 км от Ижевского оружейного завода - одного из важнейших в военной промышленности России предприятий. По воспоминаниям самого Д.К. Зеленина, в селе было около ста домов с преобладающим русским населением, в то время как в окружающих деревнях проживали преимущественно удмурты. Возможно, именно пребывание в многонациональной среде и ранний интерес к народной культуре и быту предопределили выбор научной специальности. <br><br>Начальную школу Дмитрий посещал с шести лет, закончил ее в с. Люк и через два года был принят в духовное училище в г. Сарапуле, после окончания которого в 13-летнем возрасте направлен в духовную Семинарию в губернский город Вятку. Учился юный Дмитрий за государственный счет по бедности и как сирота. Хорошо зная крестьянскую жизнь и быт своего родного края, уже в школьные годы Д. Зеленин начал наблюдать и записывать их xapaктepныe особенности. Отмечается склонность к самообразованию, любви к чтению и литературе, особенно увлекаясь историческими и этнографическими сочинениями. Будучи студентом Вятской духовной семинарии Д. Зеленин стал заочным сотрудником петербургского «Этнографического бюро», которое занималось сбором разнообразной информации о сельском населении России. Руководствуясь подготовленной в 1897 г. князем В.Н. Тенишевым, «Программой этнографических сведений о крестьянах ... » - своего рода тематическим вопросником, Дмитрий собирал различные сведения и, отправляя их в столицу, получал за свои материалы некоторую плату. <br><br>В 1898 г. Дмитрий окончил Вятскую духовную семинарию, и руководство в знак признания его успехов в учебе предлагало продолжить обучение в духовной академии за казенный счет, но Д. Зеленин отказался от дальнейшей духовной карьеры. Проработав один год преподавателем в г. Сарапуле, в 1899 г. он покидает Вятскую землю и уезжает в г. Юрьев (Дерпт / Тарту) для поступления в университет. Но до конца жизни он оставался глубоко религиозным человеком. Молодого Дмитрия Константиновича одинаково глубоко интересовали история, политика, социология, русская литература, общественная мысль, в том числе одно время увлекался, но так и не принял марксизм. Окончательный выбор был сделан в пользу историко-филологического факультета. Д. Зеленин отдал предпочтение лингвистике, не забывая при этом юношеского увлечения этнографией и фольклором. Уже в первые годы своего обучения в университете Д.К. Зеленин опубликовал несколько интересных статей: «Из свадебных обрядов Вятской губернии», «Язычество в Вятской губернии», «Литературный народный язык». В этих публикациях автор предстает как знаток истории, культуры и быта народов Вятского края, как незаурядный этнограф-краевед. <br><br>После второго курса Д.К. Зеленин совершил поездку в родную Вятскую землю для сбора диалектологического и фольклорного материала с целью последующего издания. Материал оказался настолько обширным и разнообразным, что позволил подготовить к публикации в 1901 г. еще 12 статей. Из них «Новые веяния в народной поэзии», например, посвящена частушке как самостоятельному жанру, показан ее глубокий содержательный потенциал, переходный из городской среды в сельскую характер, что позволило пересмотреть отношение к частушке как «извращенному народному творчеству», «набору неприличных слов». Статья «Особенности в говоре русских крестьян юго-восточной части Вятской губернии» положила начало целой серии публикаций по этой теме на протяжении длительного времени, диалектология стала центральной темой научных исследований Д.К. Зеленина, воплотившись в итоге в его магистерской диссертации. <br><br>На протяжении 1902-1903 гг. работы молодого студента-исследователя о народном быте вятичей, присловьях, деревенских песнях родного края выходили в самых авторитетных изданиях России - журнале «Живая старина», «Ученых записках Императорского Юрьевского университета», «Историческом вестнике», «Русских ведомостях» и многих других. Знаменитые российские ученые А.И. Соболевский, А.Л. Погодин, В.И. Ламанский, В.Н. Харузина, Е.Э. Линев с энтузиазмом откликались на эти статьи с преимущественно положительными рецензиями в ведущих периодических изданиях, обращая внимание как на объем, так и на содержание статей. <br><br>1904 г. в жизни Д.К. Зеленина ознаменован успешным окончанием университета со званием кандидата славяно-русской филологии. Высокий уровень выпускника подтверждали десятки работ по этнолингвистике, диалектологии, этнографии, фольклористике. В этом же году появляются первые книги, среди которых особый интерес представляет «Кама и Вятка: Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края», основанная на личных наблюдениях, предшествующих публикациях, литературных описаниях и архивных данных. Эта книга убедительно показала специалистам и всем читателям, что из увлеченного краеведа Д.К. Зеленин превратился уже в признанного коллегами серьезного ученого, историка и этнографа, разработавшего и реализовавшего собственную исследовательскую методику - описание населенных пунктов по строгому плану: общие исторические сведения от основания до современности, численность жителей, этнический состав, религиозная принадлежность, основные занятия и достопримечательности, сведения об обычаях и обрядах. <br><br>За опубликованные научные труды Д.К. Зеленин ещё в студенческие годы получил две медали по Отделению этнографии Русского географического общества, зачетное выпускное сочинение в университете заслужило специальную премию по изучению русского языка им. М.И. Михельсона. <br><br>После окончания университета с 1 января 1905 г. Д.К. Зеленин несмотря на некоторые сложности, был оставлен для приготовления к профессорскому званию при кафедре сравнительного языкознания Юрьевского университета. В течение ряда лет одним из главных сюжетов Д.К. 3еленина, междисциплинарного по своей сути, стало изучение присловий - «коллективных прозвищ группы лиц по признаку этнографической или географической принадлежности», по определению самого ученого, как важного источника для понимания локальныx особенностей этноса. Уделяя основное внимание магистерской диссертации «Великорусские говоры», исследователь находил возможности и для полевой работы. В июне-июле 1904 г. он находился в экспедиции в Уфимской губернии, где изучал язык и быт русских староверов. 8 октября 1904 г. ученый выступил с докладом «Великорусские народные присловья как материал по этнографии» на заседании Отделения этнографии РГО и вскоре избран действительным членом общества. <br><br>Живя и работая в Юрьеве, Д.К. Зеленин всегда много внимания уделял изучению родного края, ставя перед собой задачу прояснения темных страниц ее истории. Большое значение имеют его труды по этнической истории и колонизации Вятского региона, разработанная программа этнографического описания. Вместе с тем, проявляя себя как краевед, Д.К. Зеленин обращается к этнографии русского и восточнославянского населения других областей России. <br><br>В 1907 г. в Вятке вышла одна из основных работ Д.К. 3еленина «Русская соха», в которой содержалась уникальная авторская концепция эволюции, классификации (на основе рабочих свойств) и территориального распространения пахотных орудий труда, подчеркивавшая совокупное значение природно-географических и социально-экономических факторов. Труд Д.К. Зеленина хотя и не бесспорен, но по-прежнему актуален и требует повышенного внимания специалистов. Общепризнан вклад ученого в развитие агроэтнографии. <br><br>После успешного прохождения магистерского экзамена в Юрьевском университете в 1906 г. Д.К. 3еленин был прикомандирован к Императорской Академии наук в Петербурге для редактирования «Словаря русского языка», что открывало дополнительные возможности по сбору материалов для диссертационного исследования в библиотеках и архивах. Через несколько лет кропотливой работы свет увидели два фундаментальных труда: «Библиографический указатель русской этнографической литературы о внешнем быте народов России. 1710-1910: Жилище, одежда, музыка, искусство, хозяйственный быт» (1913) и «Описание рукописей Ученого архива Императорского Русского географического общества» (1916), вызвавшие самые положительные отзывы в научной и академической среде. <br> <br>Работа в архиве не помешала продолжению полевых исследований. В 1908-1914 гг. Д.К. Зеленин совершает длительные экспедиции и командировки от Академии наук в самые разные регионы страны, в том числе в Вятскую губернию для сбора сказок, изучения народных говоров, местных архивов, знакомства с культурой бесермян. В 1909 г. Д.К. Зеленин избран иногородним действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. После обработки уникальных полевых фольклорных материалов были опубликованы «Великорусские сказки Вятской губернии» (1915), где нашел отражение один из важнейших принципов ученого - признание неразрывной связи между диалектологией и этнографией, их значения для понимания этнических процессов, социальной истории и жизни языка. В 1912 г. за совокупность трудов по этнографии России Д.К. Зеленин был удостоен Большой золотой медали Отделений этнографии и статистики РГО. <br><br>17 мая 1915 г. в Императорском Петроградском университете состоялась защита магистерской диссертации Д.К. Зеленина «Великорусские говоры ... », в которой основное внимание было уделено социальной стороне жизни языка. Спустя два года (12.04.1917) в Московском университете по опубликованной монографии защищена докторская диссертация «Очерки русской мифологии», удостоенная премии Императорской АН. Эти труды позволили рассматривать Д.К. Зеленина как основоположника нового самостоятельного этнологического направления в фольклористике. Автора интересовали прежде всего проблемы формирования русского народа во взаимодействии с соседним населением. <br><br>Кроме того, в своих диссертационных исследованиях ученый разрабатывал особый метод, получивший позднее такие определения, как «ретроспективный», «синхронный», «системный». Суть метода состояла в том, что автор предлагал исходить из современной картины, непосредственного наблюдения, подкрепляемого различными данными, а затем идти от известного и попятного настоящего к прошлому. Прошлое за отсутствием прямых свидетельств приходилось восстанавливатъ, реконструировать путем описания и классификации имеющихся фактов. В этом направлении Д.К. Зеленин был одним из первых не только в российской, но и европейской науке. <br><br>После непродолжительного периода работы в качестве приват-доцента историко-филологического факультета Петроградского университета, где он читал новый курс «Этнография русского народа и его соседей», и в силу определенных обстоятельств Д.К. Зеленин отправил документы в Харьковский университет, один из старейших и крупнейшиx в стране, куда в мае 1916 г. был принят профессором. Дальнейшим намерениям ученого переехать в Казань, чтобы изучать всегда интересовавший его Поволжский регион, продолжать занятия северорусской диалектологией, а также этнографией и мифологией финских и тюркских народов, помешали политические события - Украина стала независимым государством, военно-политическая ситуация постоянно менялась и границы оказались временно закрыты для передвижения, а в самом Волго-Вятском регионе начались боевые действия Гражданской войны. Харьковский период жизни Д.К. Зелени на приходится на 1916-1925 гг. В течение этого времени он не только приобрел большой педагогический опыт, появились дополнительные направления его научной деятельности - организация этнографической и библиографической работы в университете и музеях, интерес к местному краеведению, сформировались новые проблемы исследований, связанные с комплексным рассмотрением народных поверий и обрядов, верований и материальной культуры, хотя научных работ из-под его пера вышло совсем немного. Основной труд того времени - «Русская (восточнославянская) этнография» (рукопись 1925 г.), специально написанный для серии по славянской филологии и культуре, издававшейся в Германии. Это немецкое издание 1927 г. (книга до 1991 г. никогда не издавалась на русском языке) стало целой эпохой в этнографии, монография получила мировое признание как первый лучший и непревзойденный систематический свод сведений по восточным славянам. Предложенная структура публикации (основные занятия - элементы материальной культуры - общественная жизнь - верования) впоследствии закрепилась в этнографической литературе при традиционном монографическом описании отдельных народностей. <br><br>В связи с реорганизацией этнографического образования в Ленинградском государственном университете и по инициативе ленинградских коллег в 1925 г. начинается новый этап жизни и творческой биографии - Д.К. Зеленин избирается профессором Этнографического отделения географического факультета ЛГУ и возглавляет восточнославянский цикл. В Ленинграде Д.К. Зеленин ведет оживленную и разностороннюю деятельность как действительный член НИИ по изучению сравнительной истории литератур и языков народов Запада и Востока им. А.Н. Веселовского при ЛГУ, организует и координирует работу ведущих историков, этнографов и фольклористов: В.В. Струве, В.Г. Богораз-Тана, ВЯ. Проппа и многих других, готовит методические рекомендации, совершает экспедиции, руководит аспирантами. В это время особое внимание ученого привлекают такие темы, как изучение традиционной техники народов Евразии, быт и мировоззрение жителей современной деревни, генетика культуры, этнографическое картографирование. Позднее он обратился к проблемам хозяйственно-культурных типов, истории культов, пережитков, шаманства, религиозно-магических функций сказок и других словесных произведений, особенностей сознания народов разных эпох. Среди многочисленных статей и докладов нередко встречается восточнофинский материал - «Новая коллекция МАЭ по технике финско-великорусского гончарства», «Мировоззрение первобытного финно-угорского охотника», «Вотяцкие водяные духи «вожо». <br><br>5 декабря 1925 г. по представлению ведущих академиков Д.К. Зеленин был избран членом-корреспондентом АН СССР по отделению русского языка и словесности. Новый статус открыл широкие возможности для активной научной деятельности, Д.К. Зеленин входит в состав многих академических организаций, учреждений, комиссий, групп и обществ. С 1926 по 1949 г. являлся научным сотрудником Института этнографии АН СССР, занимая различные должности. <br><br>Однако с конца 1920-х гг. в советской науке начались очень сложные, противоречивые, драматические, а порой и трагические процессы, связанные с необратимым утверждением марксистского материалистического подхода. Научно-педагогическое сообщество очень быстро оказалось расколотым на ученых, разделяющих новые «задачи в социалистическом строительстве», и тех, кто отстаивал свои принципы и убеждения. Д.К. Зеленин никогда сознательно не ввязывался в политические и идеологические прения, которые могли быть расценены как «антисоветчина» и чреватые опасными последствиями, предпочитая заниматься исключительно научной работой, тем не менее, не избежал в свой адрес острой критики со стороны коллег, стремительно принявших официальную точку зрения и занимавших по этой причине высокие академические должности. Д.К. Зеленина обвиняли в недоучете роли финских народов в формировании русских, что рассматривалось как «славянский шовинизм», попытка остаться на «обветшалых подмостках старинного языкознания» с его реакционной сущностью, потворство классовым врагам, отходе от историзма, схематизме, формализме. Эти обвинения в 1930-х гг. носили ярко выраженный политизированный характер и были вызваны желанием группы историков-марксистов дистанцироваться от ученых старой школы, в которых видели шовинистов, идеалистов, уделявших излишнее внимание религиозным факторам и биолого-психологическим основаниям. Д.К. Зеленин публично получил ярлык «типичного представителя буржуазной этнографии», антимарксиста и т.п. К настоящей науке все это не имело никакого отношения, сам Д.К. Зеленин никогда не считал свои взгляды безупречными и всегда был открыт для дискуссии. <br><br>Попытки аргументировано отстоять свои взгляды, объяснить научную позицию, заключавшуюся, во-первых, в безусловном признании смешанного, интернационального характера русского народа, чья культура полна «чужих элементов», во-вторых, в необходимости способствовать этнографическому изучению малых народов, национальных меньшинств, активизировать краеведческую работу ситуацию изменить не могли. Д.К. Зеленин своим убеждениям не изменял, не принимая господствующую тогда теорию о принадлежности русских к «туранской расе» вследствие большой примеси финских и тюркских элементов и незначительном славянском компоненте. В результате начались проблемы с публикациями научных трудов, оказалась под угрозой академическая карьера ученого. В январе - марте 1934 г. он даже пережил кратковременный арест, но к счастью был оправдан и освобожден без дальнейших последствий, став всё же более осторожным в своих высказываниях и формулировках. Со второй половины 1930-х гг. ученый обратился к проблемам современности, преобразованиям у малых народов СССР, готовил к публикации обзоры этнографической литературы для различных изданий, собирал и редактировал тематические сборники, по-прежнему преподавал в ЛГУ, готовил аспирантов, проводил консультации, опубликовал ряд статей. Великую Отечественную войну Д.К. Зеленин пережил в эвакуации в Самарканде, но по возвращению в апреле 1945 г. в Ленинград проблемы не исчезли, а скорее усугубились. Получение отрицательной характеристики о научно-общественной деятельности и отрицательных рецензий на последние труды привело к очевидным результатам - 1 ноября 1949 г. он освобожден из ИЭ АН СССР и переведен на пенсию. Дальнейшая судьба ученого была предрешена - с 1949 по 1954 гг. Д.К. Зеленин не завершил и не опубликовал ни одной монографии, выпустив за это время лишь восемь статей, в которых продолжал аргументировать свои взгляды. После ухода из Института какое-то время университет оставался для него единственным местом работы, но через два года этнография прекратила свое существование как самостоятельная дисциплина, и профессор был уволен, тяжело переживая все невзгоды. В провинциальных научных учреждениях, несмотря на все гонения, авторитет Д.К. Зеленина оставался очень высоким. С одной из юбилейных дат его поздравил телеграммой из г. Ижевска коллектив сотрудников Удмуртского научно-исследовательского института. <br><br>Очередная волна острой, необоснованной критики пришлась на первую половину 1954 г. и не прибавила здоровья 75-летнему профессору. 30/31 августа 1954 г. Д.К. Зеленин скончался в своей двухкомнатной квартире общежития ЛГУ, в которой прожил почти 30 лет с момента переезда в Ленинград. <br><br>Выдающийся российский ученый, работавший много и разнообразно, издавший около 300 работ (архив опубликован не полностью), широко и умело использовавший факты и теории различных наук, человек с безграничной эрудицией оставил не только глубокие и содержательные труды по этнографии и фольклористике славян и других народов мира, но являлся одним из ведущих собирателей коллекций и музееведов, библиографов, создателем справочной литературы, разработчиком функционального и междисциплинарного методов в исторической и филологической науках. Сам ученый считал себя в одинаковой мере историком-этнографом и лингвистом-диалектологом. Многие направления научно-исследовательской деятельности Д.К. Зеленина, влияние на развитие этнографии в России и Европе еще недостаточно изучены, к его трудам и поныне обращаются специалисты.  [<A HREF="pudm.html">1</A>] [<A HREF="pudm2.html">2</A>] [<A HREF="pudm3.html">3</A>] [<A HREF="pudm4.html">4</A>] [<A HREF="pudm5.html">5</A>] [<A HREF="pudm6.html">6</A>] [<A HREF="pudm7.html">7</A>] [<A HREF="pudm8.html">8</A>] [<A HREF="pudm9.html">9</A>] [<A HREF="pudm10.html">10</A>] [<A HREF="pudm11.html">11</A>] [<A HREF="pudm12.html">12</A>] [<A HREF="pudm13.html">13</A>] [<A HREF="pudm14.html">14</A>] [<A HREF="pudm15.html">15</A>] [<A HREF="pudm16.html">16</A>] [<A HREF="pudm17.html">17</A>] [<A HREF="pudm18.html">18</A>] [<A HREF="pudm19.html">19</A>] [<A HREF="pudm20.html">20</A>] [<A HREF="pudm21.html">21</A>] [<A HREF="pudm22.html">22</A>] [<A HREF="pudm23.html">23</A>] [<A HREF="pudm24.html">24</A>] [<A HREF="pudm25.html">25</A>] [<A HREF="pudm26.html">26</A>] [<A HREF="pudm27.html">27</A>] [<A HREF="pudm28.html">28</A>] [<A HREF="pudm29.html">29</A>] [<A HREF="pudm30.html">30</A>] [<A HREF="pudm31.html">31</A>] [<A HREF="pudm32.html">32</A>] [<A HREF="pudm33.html">33</A>] [<A HREF="pudm34.html">34</A>] [<A HREF="pudm35.html">35</A>] [<A HREF="pudm36.html">36</A>] [<A HREF="pudm37.html">37</A>] [<A HREF="pudm38.html">38</A>] [<A HREF="pudm39.html">39</A>] [<A HREF="pudm40.html">40</A>] [<A HREF="pudm41.html">41</A>] [<A HREF="pudm42.html">42</A>] [<A HREF="pudm43.html">43</A>] [<A HREF="pudm44.html">44</A>] [<A HREF="pudm45.html">45</A>] [<A HREF="pudm46.html">46</A>] [<A HREF="pudm47.html">47</A>] [<A HREF="pudm48.html">48</A>] [<A HREF="pudm49.html">49</A>] [<A HREF="pudm50.html">50</A>] [<A HREF="pudm51.html">51</A>] [<A HREF="pudm52.html">52</A>] [<A HREF="pudm53.html">53</A>] [<A HREF="pudm54.html">54</A>] [<A HREF="pudm55.html">55</A>] [<A HREF="pudm56.html">56</A>] [<A HREF="pudm57.html">57</A>] [<A HREF="pudm58.html">58</A>] [<A HREF="pudm59.html">59</A>] [<A HREF="pudm60.html">60</A>] [<A HREF="pudm61.html">61</A>] [<A HREF="pudm62.html">62</A>] [<A HREF="pudm63.html">63</A>] [<A HREF="pudm64.html">64</A>] [<A HREF="pudm65.html">65</A>] [<A HREF="pudm66.html">66</A>] [<A HREF="pudm67.html">67</A>] [<A HREF="pudm68.html">68</A>] [<A HREF="pudm69.html">69</A>] [<A HREF="pudm70.html">70</A>] [<A HREF="pudm71.html">71</A>] [<A HREF="pudm72.html">72</A>] [<A HREF="pudm73.html">73</A>] [<A HREF="pudm74.html">74</A>] [<A HREF="pudm75.html">75</A>] [<A HREF="pudm76.html">76</A>] [<A HREF="pudm77.html">77</A>] [<A HREF="pudm78.html">78</A>] [<A HREF="pudm79.html">79</A>] [<A HREF="pudm80.html">80</A>] [<A HREF="pudm81.html">81</A>] [<A HREF="pudm82.html">82</A>] [<A HREF="pudm83.html">83</A>] [<A HREF="pudm84.html">84</A>] [<A HREF="pudm85.html">85</A>] [<A HREF="pudm86.html">86</A>] [<A HREF="pudm87.html">87</A>] [<A HREF="pudm88.html">88</A>] [<A HREF="pudm89.html">89</A>] [<A HREF="pudm90.html">90</A>] [<A HREF="pudm91.html">91</A>] [<A HREF="pudm92.html">92</A>] [<A HREF="pudm93.html">93</A>] [<A HREF="pudm94.html">94</A>] [<A HREF="pudm95.html">95</A>] [<A HREF="pudm96.html">96</A>] [<A HREF="pudm97.html">97</A>] [<A HREF="pudm98.html">98</A>] [<A HREF="pudm99.html">99</A>] [<A HREF="pudm100.html">100</A>] [<A HREF="pudm101.html">101</A>] [<A HREF="pudm102.html">102</A>] [<A HREF="pudm103.html">103</A>] [<A HREF="pudm104.html">104</A>] [<A HREF="pudm105.html">105</A>] [<A HREF="pudm106.html">106</A>] [<A HREF="pudm107.html">107</A>] [<A HREF="pudm108.html">108</A>] [<A HREF="pudm109.html">109</A>] [<A HREF="pudm110.html">110</A>] [<A HREF="pudm111.html">111</A>] [<A HREF="pudm112.html">112</A>] [<A HREF="pudm113.html">113</A>] [<A HREF="pudm114.html">114</A>] [<A HREF="pudm115.html">115</A>] [<A HREF="pudm116.html">116</A>] [<A HREF="pudm117.html">117</A>] [<A HREF="pudm118.html">118</A>] [<A HREF="pudm119.html">119</A>] [<A HREF="pudm120.html">120</A>] [<A HREF="pudm121.html">121</A>] [<A HREF="pudm122.html">122</A>] [<A HREF="pudm123.html">123</A>] [<A HREF="pudm124.html">124</A>] [<A HREF="pudm125.html">125</A>] [<A HREF="pudm126.html">126</A>] [<A HREF="pudm127.html">127</A>] [<A HREF="pudm128.html">128</A>] [<A HREF="pudm129.html">129</A>] [<A HREF="pudm130.html">130</A>] [<A HREF="pudm131.html">131</A>] [<A HREF="pudm132.html">132</A>] [<A HREF="pudm133.html">133</A>] [<A HREF="pudm134.html">134</A>] [<A HREF="pudm135.html">135</A>] [<A HREF="pudm136.html">136</A>] [<A HREF="pudm137.html">137</A>] [<A HREF="pudm138.html">138</A>] [<A HREF="pudm139.html">139</A>] [<A HREF="pudm140.html">140</A>] [<A HREF="pudm141.html">141</A>] [<A HREF="pudm142.html">142</A>] [<A HREF="pudm143.html">143</A>] [<A HREF="pudm144.html">144</A>] [<A HREF="pudm145.html">145</A>] [<A HREF="pudm146.html">146</A>] [<A HREF="pudm147.html">147</A>] [<A HREF="pudm148.html">148</A>] [<A HREF="pudm149.html">149</A>] [<A HREF="pudm150.html">150</A>] [<A HREF="pudm151.html">151</A>] [<A HREF="pudm152.html">152</A>] [<A HREF="pudm153.html">153</A>] [<A HREF="pudm154.html">154</A>] [<A HREF="pudm155.html">155</A>] [<A HREF="pudm156.html">156</A>] [<A HREF="pudm157.html">157</A>] [<A HREF="pudm158.html">158</A>] [<A HREF="pudm159.html">159</A>] [<A HREF="pudm160.html">160</A>] [<A HREF="pudm161.html">161</A>] [<A HREF="pudm162.html"><B>162</B></A>] [<A HREF="pudm163.html">163</A>] [<A HREF="pudm164.html">164</A>] [<A HREF="pudm165.html">165</A>] [<A HREF="pudm166.html">166</A>] [<A HREF="pudm167.html">167</A>] [<A HREF="pudm168.html">168</A>] [<A HREF="pudm169.html">169</A>] [<A HREF="pudm170.html">170</A>] [<A HREF="pudm171.html">171</A>] [<A HREF="pudm172.html">172</A>] [<A HREF="pudm173.html">173</A>] [<A HREF="pudm174.html">174</A>] [<A HREF="pudm175.html">175</A>] [<A HREF="pudm176.html">176</A>] [<A HREF="pudm177.html">177</A>] [<A HREF="pudm178.html">178</A>] [<A HREF="pudm179.html">179</A>] [<A HREF="pudm180.html">180</A>] [<A HREF="pudm181.html">181</A>] [<A HREF="pudm182.html">182</A>] [<A HREF="pudm183.html">183</A>] [<A HREF="pudm184.html">184</A>] [<A HREF="pudm185.html">185</A>] [<A HREF="pudm186.html">186</A>] [<A HREF="pudm187.html">187</A>] [<A HREF="pudm188.html">188</A>] [<A HREF="pudm189.html">189</A>] [<A HREF="pudm190.html">190</A>] [<A HREF="pudm191.html">191</A>] [<A HREF="pudm192.html">192</A>] [<A HREF="pudm193.html">193</A>] [<A HREF="pudm194.html">194</A>] [<A HREF="pudm195.html">195</A>] [<A HREF="pudm196.html">196</A>] [<A HREF="pudm197.html">197</A>] [<A HREF="pudm198.html">198</A>] [<A HREF="pudm199.html">199</A>] [<A HREF="pudm200.html">200</A>] [<A HREF="pudm201.html">201</A>] [<A HREF="pudm202.html">202</A>] [<A HREF="pudm203.html">203</A>] [<A HREF="pudm204.html">204</A>] [<A HREF="pudm205.html">205</A>] [<A HREF="pudm206.html">206</A>] [<A HREF="pudm207.html">207</A>] [<A HREF="pudm208.html">208</A>] [<A HREF="pudm209.html">209</A>] [<A HREF="pudm210.html">210</A>] [<A HREF="pudm211.html">211</A>] [<A HREF="pudm212.html">212</A>] [<A HREF="pudm213.html">213</A>] [<A HREF="pudm214.html">214</A>] [<A HREF="pudm215.html">215</A>] [<A HREF="pudm216.html">216</A>] [<A HREF="pudm217.html">217</A>] [<A HREF="pudm218.html">218</A>] [<A HREF="pudm219.html">219</A>] [<A HREF="pudm220.html">220</A>] [<A HREF="pudm221.html">221</A>] [<A HREF="pudm222.html">222</A>] [<A HREF="pudm223.html">223</A>] [<A HREF="pudm224.html">224</A>] [<A HREF="pudm225.html">225</A>] [<A HREF="pudm226.html">226</A>] [<A HREF="pudm227.html">227</A>] [<A HREF="pudm228.html">228</A>] [<A HREF="pudm229.html">229</A>] [<A HREF="pudm230.html">230</A>] [<A HREF="pudm231.html">231</A>] [<A HREF="pudm232.html">232</A>] [<A HREF="pudm233.html">233</A>] [<A HREF="pudm234.html">234</A>] [<A HREF="pudm235.html">235</A>] [<A HREF="pudm236.html">236</A>] [<A HREF="pudm237.html">237</A>] [<A HREF="pudm238.html">238</A>] [<A HREF="pudm239.html">239</A>] [<A HREF="pudm240.html">240</A>] [<A HREF="pudm241.html">241</A>] [<A HREF="pudm242.html">242</A>] [<A HREF="pudm243.html">243</A>] [<A HREF="pudm244.html">244</A>] [<A HREF="pudm245.html">245</A>] [<A HREF="pudm246.html">246</A>] [<A HREF="pudm247.html">247</A>] [<A HREF="pudm248.html">248</A>] [<A HREF="pudm249.html">249</A>] [<A HREF="pudm250.html">250</A>] [<A HREF="pudm251.html">251</A>] [<A HREF="pudm252.html">252</A>] [<A HREF="pudm253.html">253</A>] [<A HREF="pudm254.html">254</A>] [<A HREF="pudm255.html">255</A>] [<A HREF="pudm256.html">256</A>] [<A HREF="pudm257.html">257</A>] [<A HREF="pudm258.html">258</A>] [<A HREF="pudm259.html">259</A>] [<A HREF="pudm260.html">260</A>] [<A HREF="pudm261.html">261</A>] [<A HREF="pudm262.html">262</A>] [<A HREF="pudm263.html">263</A>] [<A HREF="pudm264.html">264</A>] [<A HREF="pudm265.html">265</A>] [<A HREF="pudm266.html">266</A>] [<A HREF="pudm267.html">267</A>] [<A HREF="pudm268.html">268</A>] [<A HREF="pudm269.html">269</A>] [<A HREF="pudm270.html">270</A>] [<A HREF="pudm271.html">271</A>] [<A HREF="pudm272.html">272</A>] [<A HREF="pudm273.html">273</A>] [<A HREF="pudm274.html">274</A>] [<A HREF="pudm275.html">275</A>] [<A HREF="pudm276.html">276</A>] [<A HREF="pudm277.html">277</A>] [<A HREF="pudm278.html">278</A>] [<A HREF="pudm279.html">279</A>] [<A HREF="pudm280.html">280</A>] [<A HREF="pudm281.html">281</A>] [<A HREF="pudm282.html">282</A>] [<A HREF="pudm283.html">283</A>] [<A HREF="pudm284.html">284</A>] [<A HREF="pudm285.html">285</A>] [<A HREF="pudm286.html">286</A>] [<A HREF="pudm287.html">287</A>] [<A HREF="pudm288.html">288</A>] [<A HREF="pudm289.html">289</A>] [<A HREF="pudm290.html">290</A>] [<A HREF="pudm291.html">291</A>] [<A HREF="pudm292.html">292</A>] [<A HREF="pudm293.html">293</A>] [<A HREF="pudm294.html">294</A>] [<A HREF="pudm295.html">295</A>] [<A HREF="pudm296.html">296</A>] [<A HREF="pudm297.html">297</A>] [<A HREF="pudm298.html">298</A>] [<A HREF="pudm299.html">299</A>] [<A HREF="pudm300.html">300</A>] [<A HREF="pudm301.html">301</A>] [<A HREF="pudm302.html">302</A>] [<A HREF="pudm303.html">303</A>] [<A HREF="pudm304.html">304</A>] [<A HREF="pudm305.html">305</A>] [<A HREF="pudm306.html">306</A>] [<A HREF="pudm307.html">307</A>] [<A HREF="pudm308.html">308</A>] [<A HREF="pudm309.html">309</A>] [<A HREF="pudm310.html">310</A>] [<A HREF="pudm311.html">311</A>] [<A HREF="pudm312.html">312</A>] [<A HREF="pudm313.html">313</A>] [<A HREF="pudm314.html">314</A>] [<A HREF="pudm315.html">315</A>] [<A HREF="pudm316.html">316</A>] [<A HREF="pudm317.html">317</A>] [<A HREF="pudm318.html">318</A>] [<A HREF="pudm319.html">319</A>] [<A HREF="pudm320.html">320</A>] [<A HREF="pudm321.html">321</A>] [<A HREF="pudm322.html">322</A>] [<A HREF="pudm323.html">323</A>] [<A HREF="pudm324.html">324</A>] [<A HREF="pudm325.html">325</A>] [<A HREF="pudm326.html">326</A>] [<A HREF="pudm327.html">327</A>] [<A HREF="pudm328.html">328</A>] [<A HREF="pudm329.html">329</A>] [<A HREF="pudm330.html">330</A>] [<A HREF="pudm331.html">331</A>] [<A HREF="pudm332.html">332</A>] [<A HREF="pudm333.html">333</A>] [<A HREF="pudm334.html">334</A>] [<A HREF="pudm335.html">335</A>] [<A HREF="pudm336.html">336</A>] [<A HREF="pudm337.html">337</A>] [<A HREF="pudm338.html">338</A>] [<A HREF="pudm339.html">339</A>] [<A HREF="pudm340.html">340</A>] [<A HREF="pudm341.html">341</A>] [<A HREF="pudm342.html">342</A>] [<A HREF="pudm343.html">343</A>] [<A HREF="pudm344.html">344</A>] [<A HREF="pudm345.html">345</A>] [<A HREF="pudm346.html">346</A>] [<A HREF="pudm347.html">347</A>] [<A HREF="pudm348.html">348</A>] [<A HREF="pudm349.html">349</A>] [<A HREF="pudm350.html">350</A>] [<A HREF="pudm351.html">351</A>] [<A HREF="pudm352.html">352</A>] [<A HREF="pudm353.html">353</A>] [<A HREF="pudm354.html">354</A>] [<A HREF="pudm355.html">355</A>] [<A HREF="pudm356.html">356</A>] [<A HREF="pudm357.html">357</A>] [<A HREF="pudm358.html">358</A>] [<A HREF="pudm359.html">359</A>] [<A HREF="pudm360.html">360</A>] [<A HREF="pudm361.html">361</A>] [<A HREF="pudm362.html">362</A>] [<A HREF="pudm363.html">363</A>] [<A HREF="pudm364.html">364</A>] [<A HREF="pudm365.html">365</A>] [<A HREF="pudm366.html">366</A>] [<A HREF="pudm367.html">367</A>] [<A HREF="pudm368.html">368</A>] [<A HREF="pudm369.html">369</A>] [<A HREF="pudm370.html">370</A>] [<A HREF="pudm371.html">371</A>] [<A HREF="pudm372.html">372</A>] [<A HREF="pudm373.html">373</A>] [<A HREF="pudm374.html">374</A>] [<A HREF="pudm375.html">375</A>] [<A HREF="pudm376.html">376</A>] [<A HREF="pudm377.html">377</A>] [<A HREF="pudm378.html">378</A>] [<A HREF="pudm379.html">379</A>] [<A HREF="pudm380.html">380</A>] [<A HREF="pudm381.html">381</A>] [<A HREF="pudm382.html">382</A>] [<A HREF="pudm383.html">383</A>] [<A HREF="pudm384.html">384</A>] [<A HREF="pudm385.html">385</A>] [<A HREF="pudm386.html">386</A>] [<A HREF="pudm387.html">387</A>] [<A HREF="pudm388.html">388</A>] [<A HREF="pudm389.html">389</A>] [<A HREF="pudm390.html">390</A>] [<A HREF="pudm391.html">391</A>] [<A HREF="pudm392.html">392</A>] [<A HREF="pudm393.html">393</A>] [<A HREF="pudm394.html">394</A>] [<A HREF="pudm395.html">395</A>] [<A HREF="pudm396.html">396</A>] [<A HREF="pudm397.html">397</A>] [<A HREF="pudm398.html">398</A>] [<A HREF="pudm399.html">399</A>] [<A HREF="pudm400.html">400</A>] [<A HREF="pudm401.html">401</A>] [<A HREF="pudm402.html">402</A>] [<A HREF="pudm403.html">403</A>] [<A HREF="pudm404.html">404</A>] [<A HREF="pudm405.html">405</A>] [<A HREF="pudm406.html">406</A>] [<A HREF="pudm407.html">407</A>] [<A HREF="pudm408.html">408</A>] [<A HREF="pudm409.html">409</A>] [<A HREF="pudm410.html">410</A>] [<A HREF="pudm411.html">411</A>] [<A HREF="pudm412.html">412</A>] [<A HREF="pudm413.html">413</A>] [<A HREF="pudm414.html">414</A>] [<A HREF="pudm415.html">415</A>] [<A HREF="pudm416.html">416</A>] [<A HREF="pudm417.html">417</A>] [<A HREF="pudm418.html">418</A>] [<A HREF="pudm419.html">419</A>] [<A HREF="pudm420.html">420</A>] [<A HREF="pudm421.html">421</A>] [<A HREF="pudm422.html">422</A>] [<A HREF="pudm423.html">423</A>] [<A HREF="pudm424.html">424</A>] [<A HREF="pudm425.html">425</A>] [<A HREF="pudm426.html">426</A>] [<A HREF="pudm427.html">427</A>] [<A HREF="pudm428.html">428</A>] [<A HREF="pudm429.html">429</A>] [<A HREF="pudm430.html">430</A>] [<A HREF="pudm431.html">431</A>] [<A HREF="pudm432.html">432</A>] [<A HREF="pudm433.html">433</A>] [<A HREF="pudm434.html">434</A>] [<A HREF="pudm435.html">435</A>] [<A HREF="pudm436.html">436</A>] [<A HREF="pudm437.html">437</A>] [<A HREF="pudm438.html">438</A>] [<A HREF="pudm439.html">439</A>] [<A HREF="pudm440.html">440</A>] [<A HREF="pudm441.html">441</A>] [<A HREF="pudm442.html">442</A>] [<A HREF="pudm443.html">443</A>] [<A HREF="pudm444.html">444</A>] [<A HREF="pudm445.html">445</A>] [<A HREF="pudm446.html">446</A>] [<A HREF="pudm447.html">447</A>] [<A HREF="pudm448.html">448</A>] [<A HREF="pudm449.html">449</A>] [<A HREF="pudm450.html">450</A>] [<A HREF="pudm451.html">451</A>] [<A HREF="pudm452.html">452</A>] [<A HREF="pudm453.html">453</A>] [<A HREF="pudm454.html">454</A>] [<A HREF="pudm455.html">455</A>] [<A HREF="pudm456.html">456</A>] [<A HREF="pudm457.html">457</A>] [<A HREF="pudm458.html">458</A>] [<A HREF="pudm459.html">459</A>] [<A HREF="pudm460.html">460</A>] [<A HREF="pudm461.html">461</A>] [<A HREF="pudm462.html">462</A>] [<A HREF="pudm463.html">463</A>] [<A HREF="pudm464.html">464</A>] [<A HREF="pudm465.html">465</A>] [<A HREF="pudm466.html">466</A>] [<A HREF="pudm467.html">467</A>] [<A HREF="pudm468.html">468</A>] [<A HREF="pudm469.html">469</A>] [<A HREF="pudm470.html">470</A>] [<A HREF="pudm471.html">471</A>] [<A HREF="pudm472.html">472</A>] [<A HREF="pudm473.html">473</A>] [<A HREF="pudm474.html">474</A>] [<A HREF="pudm475.html">475</A>] [<A HREF="pudm476.html">476</A>] [<A HREF="pudm477.html">477</A>] [<A HREF="pudm478.html">478</A>] [<A HREF="pudm479.html">479</A>] [<A HREF="pudm480.html">480</A>] [<A HREF="pudm481.html">481</A>] [<A HREF="pudm482.html">482</A>] [<A HREF="pudm483.html">483</A>] [<A HREF="pudm484.html">484</A>] [<A HREF="pudm485.html">485</A>] [<A HREF="pudm486.html">486</A>] [<A HREF="pudm487.html">487</A>] [<A HREF="pudm488.html">488</A>] [<A HREF="pudm489.html">489</A>] [<A HREF="pudm490.html">490</A>] [<A HREF="pudm491.html">491</A>] [<A HREF="pudm492.html">492</A>] [<A HREF="pudm493.html">493</A>] [<A HREF="pudm494.html">494</A>] [<A HREF="pudm495.html">495</A>] [<A HREF="pudm496.html">496</A>] [<A HREF="pudm497.html">497</A>] [<A HREF="pudm498.html">498</A>] [<A HREF="pudm499.html">499</A>] [<A HREF="pudm500.html">500</A>] [<A HREF="pudm501.html">501</A>] [<A HREF="pudm502.html">502</A>] [<A HREF="pudm503.html">503</A>] [<A HREF="pudm504.html">504</A>] [<A HREF="pudm505.html">505</A>] [<A HREF="pudm506.html">506</A>] [<A HREF="pudm507.html">507</A>] [<A HREF="pudm508.html">508</A>] [<A HREF="pudm509.html">509</A>] [<A HREF="pudm510.html">510</A>] [<A HREF="pudm511.html">511</A>] [<A HREF="pudm512.html">512</A>] [<A HREF="pudm513.html">513</A>] [<A HREF="pudm514.html">514</A>] [<A HREF="pudm515.html">515</A>] [<A HREF="pudm516.html">516</A>] [<A HREF="pudm517.html">517</A>] [<A HREF="pudm518.html">518</A>] [<A HREF="pudm519.html">519</A>] [<A HREF="pudm520.html">520</A>] [<A HREF="pudm521.html">521</A>] [<A HREF="pudm522.html">522</A>] [<A HREF="pudm523.html">523</A>] [<A HREF="pudm524.html">524</A>] [<A HREF="pudm525.html">525</A>] [<A HREF="pudm526.html">526</A>] [<A HREF="pudm527.html">527</A>] [<A HREF="pudm528.html">528</A>] [<A HREF="pudm529.html">529</A>] [<A HREF="pudm530.html">530</A>] [<A HREF="pudm531.html">531</A>] [<A HREF="pudm532.html">532</A>] [<A HREF="pudm533.html">533</A>] [<A HREF="pudm534.html">534</A>] [<A HREF="pudm535.html">535</A>] [<A HREF="pudm536.html">536</A>] [<A HREF="pudm537.html">537</A>] [<A HREF="pudm538.html">538</A>] [<A HREF="pudm539.html">539</A>] [<A HREF="pudm540.html">540</A>] [<A HREF="pudm541.html">541</A>] [<A HREF="pudm542.html">542</A>] [<A HREF="pudm543.html">543</A>] [<A HREF="pudm544.html">544</A>] [<A HREF="pudm545.html">545</A>] [<A HREF="pudm546.html">546</A>] [<A HREF="pudm547.html">547</A>] [<A HREF="pudm548.html">548</A>] [<A HREF="pudm549.html">549</A>] [<A HREF="pudm550.html">550</A>] [<A HREF="pudm551.html">551</A>] [<A HREF="pudm552.html">552</A>] [<A HREF="pudm553.html">553</A>] [<A HREF="pudm554.html">554</A>] [<A HREF="pudm555.html">555</A>] [<A HREF="pudm556.html">556</A>] [<A HREF="pudm557.html">557</A>] [<A HREF="pudm558.html">558</A>] [<A HREF="pudm559.html">559</A>] [<A HREF="pudm560.html">560</A>] [<A HREF="pudm561.html">561</A>] [<A HREF="pudm562.html">562</A>] [<A HREF="pudm563.html">563</A>] [<A HREF="pudm564.html">564</A>] [<A HREF="pudm565.html">565</A>] [<A HREF="pudm566.html">566</A>] [<A HREF="pudm567.html">567</A>] [<A HREF="pudm568.html">568</A>] [<A HREF="pudm569.html">569</A>] [<A HREF="pudm570.html">570</A>] [<A HREF="pudm571.html">571</A>] [<A HREF="pudm572.html">572</A>] [<A HREF="pudm573.html">573</A>] [<A HREF="pudm574.html">574</A>] [<A HREF="pudm575.html">575</A>] [<A HREF="pudm576.html">576</A>] [<A HREF="pudm577.html">577</A>] [<A HREF="pudm578.html">578</A>] [<A HREF="pudm579.html">579</A>] [<A HREF="pudm580.html">580</A>] [<A HREF="pudm581.html">581</A>] [<A HREF="pudm582.html">582</A>] [<A HREF="pudm583.html">583</A>] [<A HREF="pudm584.html">584</A>] [<A HREF="pudm585.html">585</A>] [<A HREF="pudm586.html">586</A>] [<A HREF="pudm587.html">587</A>] [<A HREF="pudm588.html">588</A>] [<A HREF="pudm589.html">589</A>] [<A HREF="pudm590.html">590</A>] [<A HREF="pudm591.html">591</A>] [<A HREF="pudm592.html">592</A>] [<A HREF="pudm593.html">593</A>] [<A HREF="pudm594.html">594</A>] [<A HREF="pudm595.html">595</A>] [<A HREF="pudm596.html">596</A>] [<A HREF="pudm597.html">597</A>] [<A HREF="pudm598.html">598</A>] [<A HREF="pudm599.html">599</A>] [<A HREF="pudm600.html">600</A>] [<A HREF="pudm601.html">601</A>] [<A HREF="pudm602.html">602</A>] [<A HREF="pudm603.html">603</A>] [<A HREF="pudm604.html">604</A>] [<A HREF="pudm605.html">605</A>] [<A HREF="pudm606.html">606</A>] [<A HREF="pudm607.html">607</A>] [<A HREF="pudm608.html">608</A>] [<A HREF="pudm609.html">609</A>] [<A HREF="pudm610.html">610</A>] [<A HREF="pudm611.html">611</A>] [<A HREF="pudm612.html">612</A>] [<A HREF="pudm613.html">613</A>] [<A HREF="pudm614.html">614</A>] [<A HREF="pudm615.html">615</A>] [<A HREF="pudm616.html">616</A>] [<A HREF="pudm617.html">617</A>] [<A HREF="pudm618.html">618</A>] [<A HREF="pudm619.html">619</A>] [<A HREF="pudm620.html">620</A>] [<A HREF="pudm621.html">621</A>] [<A HREF="pudm622.html">622</A>] [<A HREF="pudm623.html">623</A>] [<A HREF="pudm624.html">624</A>] [<A HREF="pudm625.html">625</A>] [<A HREF="pudm626.html">626</A>] [<A HREF="pudm627.html">627</A>] [<A HREF="pudm628.html">628</A>] [<A HREF="pudm629.html">629</A>] [<A HREF="pudm630.html">630</A>] [<A HREF="pudm631.html">631</A>] [<A HREF="pudm632.html">632</A>] [<A HREF="pudm633.html">633</A>] [<A HREF="pudm634.html">634</A>] [<A HREF="pudm635.html">635</A>] [<A HREF="pudm636.html">636</A>] [<A HREF="pudm637.html">637</A>] [<A HREF="pudm638.html">638</A>] [<A HREF="pudm639.html">639</A>] [<A HREF="pudm640.html">640</A>] [<A HREF="pudm641.html">641</A>] [<A HREF="pudm642.html">642</A>] [<A HREF="pudm643.html">643</A>] [<A HREF="pudm644.html">644</A>] [<A HREF="pudm645.html">645</A>] [<A HREF="pudm646.html">646</A>] [<A HREF="pudm647.html">647</A>] [<A HREF="pudm648.html">648</A>] [<A HREF="pudm649.html">649</A>] [<A HREF="pudm650.html">650</A>] [<A HREF="pudm651.html">651</A>] [<A HREF="pudm652.html">652</A>] [<A HREF="pudm653.html">653</A>] [<A HREF="pudm654.html">654</A>] [<A HREF="pudm655.html">655</A>] [<A HREF="pudm656.html">656</A>] [<A HREF="pudm657.html">657</A>] [<A HREF="pudm658.html">658</A>] [<A HREF="pudm659.html">659</A>] [<A HREF="pudm660.html">660</A>] [<A HREF="pudm661.html">661</A>] [<A HREF="pudm662.html">662</A>] [<A HREF="pudm663.html">663</A>] [<A HREF="pudm664.html">664</A>] [<A HREF="pudm665.html">665</A>] [<A HREF="pudm666.html">666</A>] [<A HREF="pudm667.html">667</A>] [<A HREF="pudm668.html">668</A>] [<A HREF="pudm669.html">669</A>] [<A HREF="pudm670.html">670</A>] [<A HREF="pudm671.html">671</A>] [<A HREF="pudm672.html">672</A>] [<A HREF="pudm673.html">673</A>] [<A HREF="pudm674.html">674</A>] [<A HREF="pudm675.html">675</A>] [<A HREF="pudm676.html">676</A>] [<A HREF="pudm677.html">677</A>] [<A HREF="pudm678.html">678</A>] [<A HREF="pudm679.html">679</A>] [<A HREF="pudm680.html">680</A>] [<A HREF="pudm681.html">681</A>] [<A HREF="pudm682.html">682</A>] [<A HREF="pudm683.html">683</A>] [<A HREF="pudm684.html">684</A>] [<A HREF="pudm685.html">685</A>] [<A HREF="pudm686.html">686</A>] [<A HREF="pudm687.html">687</A>] [<A HREF="pudm688.html">688</A>] [<A HREF="pudm689.html">689</A>] 


    Последнее добавление: 03.06.2014     Всего: 689  
  Зеленин Дмитрий Константинович (1878 - 1954)
Зеленин Дмитрий Константинович (1878 - 1954)
Дмитрий Константинович Зеленин - этнограф, фольклорист, диалектолог - родился 21 октября 1878 г. в с. Люк Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне - Завьяловский район УР) в небогатой многодетной семье священнослужителя и был самым младшим ребенком. Село Люк находилось примерно в 30 км от Ижевского оружейного завода - одного из важнейших в военной промышленности России предприятий. По воспоминаниям самого Д.К. Зеленина, в селе было около ста домов с преобладающим русским населением, в то время как в окружающих деревнях проживали преимущественно удмурты. Возможно, именно пребывание в многонациональной среде и ранний интерес к народной культуре и быту предопределили выбор научной специальности.

Начальную школу Дмитрий посещал с шести лет, закончил ее в с. Люк и через два года был принят в духовное училище в г. Сарапуле, после окончания которого в 13-летнем возрасте направлен в духовную Семинарию в губернский город Вятку. Учился юный Дмитрий за государственный счет по бедности и как сирота. Хорошо зная крестьянскую жизнь и быт своего родного края, уже в школьные годы Д. Зеленин начал наблюдать и записывать их xapaктepныe особенности. Отмечается склонность к самообразованию, любви к чтению и литературе, особенно увлекаясь историческими и этнографическими сочинениями. Будучи студентом Вятской духовной семинарии Д. Зеленин стал заочным сотрудником петербургского «Этнографического бюро», которое занималось сбором разнообразной информации о сельском населении России. Руководствуясь подготовленной в 1897 г. князем В.Н. Тенишевым, «Программой этнографических сведений о крестьянах ... » - своего рода тематическим вопросником, Дмитрий собирал различные сведения и, отправляя их в столицу, получал за свои материалы некоторую плату.

В 1898 г. Дмитрий окончил Вятскую духовную семинарию, и руководство в знак признания его успехов в учебе предлагало продолжить обучение в духовной академии за казенный счет, но Д. Зеленин отказался от дальнейшей духовной карьеры. Проработав один год преподавателем в г. Сарапуле, в 1899 г. он покидает Вятскую землю и уезжает в г. Юрьев (Дерпт / Тарту) для поступления в университет. Но до конца жизни он оставался глубоко религиозным человеком. Молодого Дмитрия Константиновича одинаково глубоко интересовали история, политика, социология, русская литература, общественная мысль, в том числе одно время увлекался, но так и не принял марксизм. Окончательный выбор был сделан в пользу историко-филологического факультета. Д. Зеленин отдал предпочтение лингвистике, не забывая при этом юношеского увлечения этнографией и фольклором. Уже в первые годы своего обучения в университете Д.К. Зеленин опубликовал несколько интересных статей: «Из свадебных обрядов Вятской губернии», «Язычество в Вятской губернии», «Литературный народный язык». В этих публикациях автор предстает как знаток истории, культуры и быта народов Вятского края, как незаурядный этнограф-краевед.

После второго курса Д.К. Зеленин совершил поездку в родную Вятскую землю для сбора диалектологического и фольклорного материала с целью последующего издания. Материал оказался настолько обширным и разнообразным, что позволил подготовить к публикации в 1901 г. еще 12 статей. Из них «Новые веяния в народной поэзии», например, посвящена частушке как самостоятельному жанру, показан ее глубокий содержательный потенциал, переходный из городской среды в сельскую характер, что позволило пересмотреть отношение к частушке как «извращенному народному творчеству», «набору неприличных слов». Статья «Особенности в говоре русских крестьян юго-восточной части Вятской губернии» положила начало целой серии публикаций по этой теме на протяжении длительного времени, диалектология стала центральной темой научных исследований Д.К. Зеленина, воплотившись в итоге в его магистерской диссертации.

На протяжении 1902-1903 гг. работы молодого студента-исследователя о народном быте вятичей, присловьях, деревенских песнях родного края выходили в самых авторитетных изданиях России - журнале «Живая старина», «Ученых записках Императорского Юрьевского университета», «Историческом вестнике», «Русских ведомостях» и многих других. Знаменитые российские ученые А.И. Соболевский, А.Л. Погодин, В.И. Ламанский, В.Н. Харузина, Е.Э. Линев с энтузиазмом откликались на эти статьи с преимущественно положительными рецензиями в ведущих периодических изданиях, обращая внимание как на объем, так и на содержание статей.

1904 г. в жизни Д.К. Зеленина ознаменован успешным окончанием университета со званием кандидата славяно-русской филологии. Высокий уровень выпускника подтверждали десятки работ по этнолингвистике, диалектологии, этнографии, фольклористике. В этом же году появляются первые книги, среди которых особый интерес представляет «Кама и Вятка: Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края», основанная на личных наблюдениях, предшествующих публикациях, литературных описаниях и архивных данных. Эта книга убедительно показала специалистам и всем читателям, что из увлеченного краеведа Д.К. Зеленин превратился уже в признанного коллегами серьезного ученого, историка и этнографа, разработавшего и реализовавшего собственную исследовательскую методику - описание населенных пунктов по строгому плану: общие исторические сведения от основания до современности, численность жителей, этнический состав, религиозная принадлежность, основные занятия и достопримечательности, сведения об обычаях и обрядах.

За опубликованные научные труды Д.К. Зеленин ещё в студенческие годы получил две медали по Отделению этнографии Русского географического общества, зачетное выпускное сочинение в университете заслужило специальную премию по изучению русского языка им. М.И. Михельсона.

После окончания университета с 1 января 1905 г. Д.К. Зеленин несмотря на некоторые сложности, был оставлен для приготовления к профессорскому званию при кафедре сравнительного языкознания Юрьевского университета. В течение ряда лет одним из главных сюжетов Д.К. 3еленина, междисциплинарного по своей сути, стало изучение присловий - «коллективных прозвищ группы лиц по признаку этнографической или географической принадлежности», по определению самого ученого, как важного источника для понимания локальныx особенностей этноса. Уделяя основное внимание магистерской диссертации «Великорусские говоры», исследователь находил возможности и для полевой работы. В июне-июле 1904 г. он находился в экспедиции в Уфимской губернии, где изучал язык и быт русских староверов. 8 октября 1904 г. ученый выступил с докладом «Великорусские народные присловья как материал по этнографии» на заседании Отделения этнографии РГО и вскоре избран действительным членом общества.

Живя и работая в Юрьеве, Д.К. Зеленин всегда много внимания уделял изучению родного края, ставя перед собой задачу прояснения темных страниц ее истории. Большое значение имеют его труды по этнической истории и колонизации Вятского региона, разработанная программа этнографического описания. Вместе с тем, проявляя себя как краевед, Д.К. Зеленин обращается к этнографии русского и восточнославянского населения других областей России.

В 1907 г. в Вятке вышла одна из основных работ Д.К. 3еленина «Русская соха», в которой содержалась уникальная авторская концепция эволюции, классификации (на основе рабочих свойств) и территориального распространения пахотных орудий труда, подчеркивавшая совокупное значение природно-географических и социально-экономических факторов. Труд Д.К. Зеленина хотя и не бесспорен, но по-прежнему актуален и требует повышенного внимания специалистов. Общепризнан вклад ученого в развитие агроэтнографии.

После успешного прохождения магистерского экзамена в Юрьевском университете в 1906 г. Д.К. 3еленин был прикомандирован к Императорской Академии наук в Петербурге для редактирования «Словаря русского языка», что открывало дополнительные возможности по сбору материалов для диссертационного исследования в библиотеках и архивах. Через несколько лет кропотливой работы свет увидели два фундаментальных труда: «Библиографический указатель русской этнографической литературы о внешнем быте народов России. 1710-1910: Жилище, одежда, музыка, искусство, хозяйственный быт» (1913) и «Описание рукописей Ученого архива Императорского Русского географического общества» (1916), вызвавшие самые положительные отзывы в научной и академической среде.

Работа в архиве не помешала продолжению полевых исследований. В 1908-1914 гг. Д.К. Зеленин совершает длительные экспедиции и командировки от Академии наук в самые разные регионы страны, в том числе в Вятскую губернию для сбора сказок, изучения народных говоров, местных архивов, знакомства с культурой бесермян. В 1909 г. Д.К. Зеленин избран иногородним действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. После обработки уникальных полевых фольклорных материалов были опубликованы «Великорусские сказки Вятской губернии» (1915), где нашел отражение один из важнейших принципов ученого - признание неразрывной связи между диалектологией и этнографией, их значения для понимания этнических процессов, социальной истории и жизни языка. В 1912 г. за совокупность трудов по этнографии России Д.К. Зеленин был удостоен Большой золотой медали Отделений этнографии и статистики РГО.

17 мая 1915 г. в Императорском Петроградском университете состоялась защита магистерской диссертации Д.К. Зеленина «Великорусские говоры ... », в которой основное внимание было уделено социальной стороне жизни языка. Спустя два года (12.04.1917) в Московском университете по опубликованной монографии защищена докторская диссертация «Очерки русской мифологии», удостоенная премии Императорской АН. Эти труды позволили рассматривать Д.К. Зеленина как основоположника нового самостоятельного этнологического направления в фольклористике. Автора интересовали прежде всего проблемы формирования русского народа во взаимодействии с соседним населением.

Кроме того, в своих диссертационных исследованиях ученый разрабатывал особый метод, получивший позднее такие определения, как «ретроспективный», «синхронный», «системный». Суть метода состояла в том, что автор предлагал исходить из современной картины, непосредственного наблюдения, подкрепляемого различными данными, а затем идти от известного и попятного настоящего к прошлому. Прошлое за отсутствием прямых свидетельств приходилось восстанавливатъ, реконструировать путем описания и классификации имеющихся фактов. В этом направлении Д.К. Зеленин был одним из первых не только в российской, но и европейской науке.

После непродолжительного периода работы в качестве приват-доцента историко-филологического факультета Петроградского университета, где он читал новый курс «Этнография русского народа и его соседей», и в силу определенных обстоятельств Д.К. Зеленин отправил документы в Харьковский университет, один из старейших и крупнейшиx в стране, куда в мае 1916 г. был принят профессором. Дальнейшим намерениям ученого переехать в Казань, чтобы изучать всегда интересовавший его Поволжский регион, продолжать занятия северорусской диалектологией, а также этнографией и мифологией финских и тюркских народов, помешали политические события - Украина стала независимым государством, военно-политическая ситуация постоянно менялась и границы оказались временно закрыты для передвижения, а в самом Волго-Вятском регионе начались боевые действия Гражданской войны. Харьковский период жизни Д.К. Зелени на приходится на 1916-1925 гг. В течение этого времени он не только приобрел большой педагогический опыт, появились дополнительные направления его научной деятельности - организация этнографической и библиографической работы в университете и музеях, интерес к местному краеведению, сформировались новые проблемы исследований, связанные с комплексным рассмотрением народных поверий и обрядов, верований и материальной культуры, хотя научных работ из-под его пера вышло совсем немного. Основной труд того времени - «Русская (восточнославянская) этнография» (рукопись 1925 г.), специально написанный для серии по славянской филологии и культуре, издававшейся в Германии. Это немецкое издание 1927 г. (книга до 1991 г. никогда не издавалась на русском языке) стало целой эпохой в этнографии, монография получила мировое признание как первый лучший и непревзойденный систематический свод сведений по восточным славянам. Предложенная структура публикации (основные занятия - элементы материальной культуры - общественная жизнь - верования) впоследствии закрепилась в этнографической литературе при традиционном монографическом описании отдельных народностей.

В связи с реорганизацией этнографического образования в Ленинградском государственном университете и по инициативе ленинградских коллег в 1925 г. начинается новый этап жизни и творческой биографии - Д.К. Зеленин избирается профессором Этнографического отделения географического факультета ЛГУ и возглавляет восточнославянский цикл. В Ленинграде Д.К. Зеленин ведет оживленную и разностороннюю деятельность как действительный член НИИ по изучению сравнительной истории литератур и языков народов Запада и Востока им. А.Н. Веселовского при ЛГУ, организует и координирует работу ведущих историков, этнографов и фольклористов: В.В. Струве, В.Г. Богораз-Тана, ВЯ. Проппа и многих других, готовит методические рекомендации, совершает экспедиции, руководит аспирантами. В это время особое внимание ученого привлекают такие темы, как изучение традиционной техники народов Евразии, быт и мировоззрение жителей современной деревни, генетика культуры, этнографическое картографирование. Позднее он обратился к проблемам хозяйственно-культурных типов, истории культов, пережитков, шаманства, религиозно-магических функций сказок и других словесных произведений, особенностей сознания народов разных эпох. Среди многочисленных статей и докладов нередко встречается восточнофинский материал - «Новая коллекция МАЭ по технике финско-великорусского гончарства», «Мировоззрение первобытного финно-угорского охотника», «Вотяцкие водяные духи «вожо».

5 декабря 1925 г. по представлению ведущих академиков Д.К. Зеленин был избран членом-корреспондентом АН СССР по отделению русского языка и словесности. Новый статус открыл широкие возможности для активной научной деятельности, Д.К. Зеленин входит в состав многих академических организаций, учреждений, комиссий, групп и обществ. С 1926 по 1949 г. являлся научным сотрудником Института этнографии АН СССР, занимая различные должности.

Однако с конца 1920-х гг. в советской науке начались очень сложные, противоречивые, драматические, а порой и трагические процессы, связанные с необратимым утверждением марксистского материалистического подхода. Научно-педагогическое сообщество очень быстро оказалось расколотым на ученых, разделяющих новые «задачи в социалистическом строительстве», и тех, кто отстаивал свои принципы и убеждения. Д.К. Зеленин никогда сознательно не ввязывался в политические и идеологические прения, которые могли быть расценены как «антисоветчина» и чреватые опасными последствиями, предпочитая заниматься исключительно научной работой, тем не менее, не избежал в свой адрес острой критики со стороны коллег, стремительно принявших официальную точку зрения и занимавших по этой причине высокие академические должности. Д.К. Зеленина обвиняли в недоучете роли финских народов в формировании русских, что рассматривалось как «славянский шовинизм», попытка остаться на «обветшалых подмостках старинного языкознания» с его реакционной сущностью, потворство классовым врагам, отходе от историзма, схематизме, формализме. Эти обвинения в 1930-х гг. носили ярко выраженный политизированный характер и были вызваны желанием группы историков-марксистов дистанцироваться от ученых старой школы, в которых видели шовинистов, идеалистов, уделявших излишнее внимание религиозным факторам и биолого-психологическим основаниям. Д.К. Зеленин публично получил ярлык «типичного представителя буржуазной этнографии», антимарксиста и т.п. К настоящей науке все это не имело никакого отношения, сам Д.К. Зеленин никогда не считал свои взгляды безупречными и всегда был открыт для дискуссии.

Попытки аргументировано отстоять свои взгляды, объяснить научную позицию, заключавшуюся, во-первых, в безусловном признании смешанного, интернационального характера русского народа, чья культура полна «чужих элементов», во-вторых, в необходимости способствовать этнографическому изучению малых народов, национальных меньшинств, активизировать краеведческую работу ситуацию изменить не могли. Д.К. Зеленин своим убеждениям не изменял, не принимая господствующую тогда теорию о принадлежности русских к «туранской расе» вследствие большой примеси финских и тюркских элементов и незначительном славянском компоненте. В результате начались проблемы с публикациями научных трудов, оказалась под угрозой академическая карьера ученого. В январе - марте 1934 г. он даже пережил кратковременный арест, но к счастью был оправдан и освобожден без дальнейших последствий, став всё же более осторожным в своих высказываниях и формулировках. Со второй половины 1930-х гг. ученый обратился к проблемам современности, преобразованиям у малых народов СССР, готовил к публикации обзоры этнографической литературы для различных изданий, собирал и редактировал тематические сборники, по-прежнему преподавал в ЛГУ, готовил аспирантов, проводил консультации, опубликовал ряд статей. Великую Отечественную войну Д.К. Зеленин пережил в эвакуации в Самарканде, но по возвращению в апреле 1945 г. в Ленинград проблемы не исчезли, а скорее усугубились. Получение отрицательной характеристики о научно-общественной деятельности и отрицательных рецензий на последние труды привело к очевидным результатам - 1 ноября 1949 г. он освобожден из ИЭ АН СССР и переведен на пенсию. Дальнейшая судьба ученого была предрешена - с 1949 по 1954 гг. Д.К. Зеленин не завершил и не опубликовал ни одной монографии, выпустив за это время лишь восемь статей, в которых продолжал аргументировать свои взгляды. После ухода из Института какое-то время университет оставался для него единственным местом работы, но через два года этнография прекратила свое существование как самостоятельная дисциплина, и профессор был уволен, тяжело переживая все невзгоды. В провинциальных научных учреждениях, несмотря на все гонения, авторитет Д.К. Зеленина оставался очень высоким. С одной из юбилейных дат его поздравил телеграммой из г. Ижевска коллектив сотрудников Удмуртского научно-исследовательского института.

Очередная волна острой, необоснованной критики пришлась на первую половину 1954 г. и не прибавила здоровья 75-летнему профессору. 30/31 августа 1954 г. Д.К. Зеленин скончался в своей двухкомнатной квартире общежития ЛГУ, в которой прожил почти 30 лет с момента переезда в Ленинград.

Выдающийся российский ученый, работавший много и разнообразно, издавший около 300 работ (архив опубликован не полностью), широко и умело использовавший факты и теории различных наук, человек с безграничной эрудицией оставил не только глубокие и содержательные труды по этнографии и фольклористике славян и других народов мира, но являлся одним из ведущих собирателей коллекций и музееведов, библиографов, создателем справочной литературы, разработчиком функционального и междисциплинарного методов в исторической и филологической науках. Сам ученый считал себя в одинаковой мере историком-этнографом и лингвистом-диалектологом. Многие направления научно-исследовательской деятельности Д.К. Зеленина, влияние на развитие этнографии в России и Европе еще недостаточно изучены, к его трудам и поныне обращаются специалисты.

Перечень источников:

                       Библиография:  I

Язычество в Вятской губернии (Письмо из провинции) // Жизнь. - 1900. - Т. 12. - С. 397-402.
Н.И. Ильминский и просвещение инородцев // Русская школа. - 1902. - № 4. - С. 175-194.
«Чертово городище» около г. Елабуги // ИВ. – 1902. Т.88. апр. – С.206-209 (РАЛ, с.308).
Свадебные приговоры Вятской губернии // Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1904. - Вятка, 1904. - Отд. 2. - С. 173-208.
Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. - Юрьев, 1904. - 180 с.
К вопросу о ходе древнейшей русской колонизации в Вятский край // Памятная книга Вятской губернии и календарь на 1906. - Вятка, 1906. - Отд. 2. - С. 52-65.
Русская соха. Ее история и виды: Очерки из истории русской земледельческой культуры. - Вятка, 1907.
Вопрос о типе деревенских построек, как о живом свидетеле колонизации Вятского края // ТВУАК. - 1912. Выпуск 1/2. - С.30-36 (РАЛ, с. 143).
О земледельческих орудиях у русских. Ч.1-2 // ЗОРСАРАО, 1913. Т.9. - С.288 - 289 (РАЛ, с.143).
Религиозно-магическая ФУНКЦИЯ фольклорных сказок // Сергею Федоровичу Ольденбургу: К 50-летию научно-общественной деятельности: Сб. ст. - М., 1934. - С. 215-240.
Магическая функция слов и словесных произведений // XLV. Академику Н.Я. Марру: Сб. ст. - М., 1935. - С. 507-516.
Общие элементы в древних финских и русских костюмах // Ученые записки ЛГУ. - 1948. - Сер. востоковед. наук. - Вып. 2. - С. 81-90.
Восточнославянская этнография. - М., 1991. - 511 с.
Очерки русской мифологии. - l-е изд. Пг., 1916; 2-е изд. - М., 1995.
Избранные труды. Cтатьи по духовной культуре. 1901-1913. - М., 1996. -4 32 С.
Великорусские сказки Пермской губернии. - 1-е изд. Пг., 1914 (Записки РГО по Отделению этнографии. Т. 41); - 2-е изд. - СПб., 1997.
Великорусские сказки Вятской губернии. - l-е изд. Пг., 1915 (Записки РГО по Отделению этнографии. Т. 42); - 2-е изд. - СПб., 2002.
Принимали ли финны участие в образовании великорусской народности? // Сборник ЛОИКФУН, 1. - С. 96-108.

II

Харьковский государственный университет им. А. М. Горького за 150 лет. - Харьков, 1955.
Бежкович А.С. Д.К. Зеленин (1878 – 1954). – М., 1955. ИРГО. Т.87 Вып.4.
Васина А.И. Зеленин Дмитрий Константинович. Обозрение личного архивного фонда // Труды Архива АН СССР. - Вып. 19. - Т. V. - 1963. - С. 91-97.
Вacинa А.И. Ученый - патриот // Слово о земляках. - Ижевск, 1965. -с. 217-230.
Гаген-Торн Н.И., Васина А.И. Д.К Зеленин и его связи с эстонской наукой // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. - Вып. 184. - 1966. - С. 230-236.
Смирнов С.В. Д.Н. Кудрявский и Д.К Зеленин (Биографические материалы) // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. - Вып. 219. - 1968. - С. 138-153.
Гаген-Торн Н.И., Васина А.И. Ретроспективный метод анализа в трудах Д.К. Зеленина // ОИРЭФА. - М., 1971. – Вып.5. - С. 171-180.
Васина А.И. Д.К Зеленин (Краткий очерк жизни и деятельности) // Описание коллекций рукописей научного архива ГО СССР. - Л., 1973. - С.7-16.
Выдающиеся исследователи Кировской области: Указ. Лит. Киров, 1973.
Сабурова Л.М, Чистов К.В. Дмитрий Константинович Зеленин (К 100-летию со дня рождения) // СЭ. - 1978. - № 6. - С. 71-85.
Бердинскиx В.А. Из эпистолярного наследия Дмитрия Константиновича Зеленина // СЭ. – 1978. - С. 61-71.
Проблемы славянской этнографии (К 100-летию со дня рождения члена-корреспондента АН СССР Д.К. Зеленина). - Л., 1979.
Луппова Е.П. Изучение Д.К. Зелениным Вятского края // Проблемы славянской этнографии. – Л., 1979. – С.83-103.
Чистов К.В. «Восточнославянская этнография» Д.К. Зеленина // Зеленин Д.К Восточнославянская этнография. - М., 1991. - С. 427-451.
Иванова Т.Г. Русская фольклористика начала XX века (основные направления, школы, имена). - СПб., 1994.
Толстой Н.И. Труды Д.К. Зеленина по духовной культуре // Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901-1913. - М., 1994. - С. 9-25.
Титова 3.Д. Неопубликованные библиографические материалы Д.К. Зеленина (обзор) // Кунсткамера: Этнографические тетради. - СПб., 1995. - Вып. 8/9. - С. 350-355.
Ведерникова Н.М. Зеленин Д.К. // Отечественная история России с древнейших времен до 1917 года. Т.2. – М., 1996. – С.242.
Семибратов В. Зеленин Д.К. // Энциклопедия Вятской земли. Т.6. Знатные люди (Биографический словарь). – Киров, 1996. – С.161 – 162.
Христолюбова Л.С. Зеленин Д.К. / / Удмуртская Республика: Энциклопедия / Гл. ред. В.В. Туганаев. - Ижевск, 2000. - С. 331.
Острон Н.И. Дмитрий Константинович Зеленин как этнограф // Актуальнi проблеми вiтчизняноi та всесвiтньоi iсеopii. Збiрник наукових праць. - Харьков, 2001. - С. 18-23.
Тихонов И.Л. Археология в Санкт-Петербургском университете. Историографические очерки. – СПб, 2003.
Решетов А.М. Дмитрий Константинович Зеленин: классик русской этнографии // Выдающиеся отечественные этнологи XX века. - М., 2004.-С. 137-183.
Зеленин Дмитрий Константинович // БЭ. Т.17. – М., 2006. – С.506.
Загребин А.Е., Черниенко Д.А. Ученые-краеведы Удмуртии: Историко-биографические очерки. – Ижевск, 2007. - С.50-56.
Мельникова О.М. Провинциальное археологическое сообщество Вятской, Казанской, Пермской гyберний (вторая половина XIX - начало XX вв.). Биобиблиографический словарь-справочник. – Ижевск, 2007. – С.36-37.


   ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

   УКАЗАТЕЛЬ РАЗДЕЛОВ

Программное обеспечение сайта, дизайн, оригинальные тексты, идея принадлежат авторам и владельцам сайта www.alibudm.ru
Информация о изданиях, фотографии обложек, описание и авторские рецензии принадлежат их авторам, издателям и рецензентам.
Copyright © 2007 - 2014      Проект:   Книги Удмуртии - почтой



Рейтинг@Mail.ru www.izhevskinfo.ru