Translation
        Корепанов Герман Афанасьевич (1924 - 1985)  Корепанов Гepмaн Афанасьевич - великий удмуртский композитор, классик национальной музыкальной культуры, первый удмуртский профессиональный композитор. Родился 30 июля 1924 г. в селе Селты Удмуртской АССР, умер 13 апреля 1985 в г. Ижевске. В 1947-1949 г. учился в Ижевском музыкальном училище (отделение хорового дирижирования), в 1950 г.- в Казанской консерватории (класс композиции Г. И. Литинского). Вероятно, даже поклонникам таланта Германа Афанасьевича неизвестно, что на его долю выпала исключительно суровая жизнь. Ему еще не исполнилось и 13 лет, как репрессировали отца. Можно только отдаленно представить, что испытал и пережил он, в таком возрасте став сыном «врага народа». Надо признать, что мы никогда не умели ценить и воздавать должное своим доморощенным талантам при их жизни. К сожалению, так получилось с Г. А. Корепановым. Сейчас мы довольно отчетливо представляем, кем был он для удмуртского народа. <br><br>Заслуженный деятель искусств УАССР (1957) и РСФСР (1958). Г. А. Корепанов первым среди деятелей культуры и искусства республики удостоен Государственной премии Удмуртской АССР (1967) за музыку оперы «Наталь», за первую удмуртскую симфонию и за песни «Дано лу, партия!» («Славься, партия!»), «Удмуртия», «Зарни нянь» («Золотой хлеб»), «Сйзьыл кырз:ан» («Осенняя песня») и «Мы - железный народ». Член Союза композиторов СССР с 1961г. Член Правления Союза композиторов России. Член комиссии по присуждению государственных премий РСФСР. Участник Великой Отечественной войны. За большие заслуги в области музыкального искусства Г. А. Корепанов награжден орденами Ленина (1971) и «Знака Почета». Как участник войны с Японией он награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За Победу над Японией» и др. <br><br>Огромная художественная одаренность Германа Афанасьевича проявилась уже в детские годы. Музыкой он занимался в Доме художественного воспитания детей, одновременно увлеченно сочинял стихи, рассказы, повести. В годы войны младший лейтенант Корепанов служил на Дальнем Востоке. Именно тогда появляются первые композиторские опыты - марши и вальсы для духовых оркестров. По окончании войны Г. А. Корепанов выбирает путь композитора. К этому времени относятся его первые песни («Мон тодам ваисько» («Вспоминаю тебя»), «Зарни нянь» («Золотой хлеб»), «Паймод, эке» («Удивишься, брат») заложившие фундамент этого жанра в удмуртской профессиональной музыке и ставшие ее классическими образцами. Впоследствии композитор написал еще немало прекрасных песен, не прекращая работу в этом жанре до конца жизни. <br><br>Он автор первой национальной героико-гражданской оперы «Наталь» (1961), автором Первой удмуртской симфонии (1964) - вершинных достижений удмуртской профессиональной музыки, создание которых стало настоящим творческим подвигом; фортепианных сонат, ряда хоровых сочинений. «Наталь» с одной стороны вырастает из синтеза двух линий русской оперной классики, связанных как с народными драмами и историческими полотнами М.Мусоргского и А.Бородина, так и с лирико-психологическими операми П.Чайковского, с другой, музыкальный язык оперы вобрал в себя самую суть удмуртской народной песенности. Причем, обильное использование подлинных мелодий и их оборотов не приводит к ощущению цитатности - они в полном смысле слова становятся авторскими, получают гибкое развитие, а оригинальный композиторский материал настолько впитал органику народного музыкального мышления, что воспринимается как естественное продолжение фольклорных напевов. Для Первой симфонии типичны последовательно проведенные через все три части принцип лейтмотивизма и драматическая симфонизация фольклорных элементов, достигающая, особенно в первой части подлинно трагедийного накала. <br><br>Песни Корепанова стали широко известны начиная с первых послевоенных лет и заслужили всенародную любовь. Высокую профессиональную оценку опере «Наталь» дали народные артисты СССР, композиторы А. И. Хачатурян и Т. Н. Хренников. А. И. Хачатурян на встрече с творческими работниками республики сказал: «Сердечно поздравляю удмуртский народ, всю музыкальную общественность, театр, исполнителей с огромной победой в связи с тем, что создана в республике замечательная полноценная опера «Наталь»!.. Опера - это вершина музыкального искусства, с одной стороны - опера, с другой - симфония. Даже если народ имеет в своей среде гениального человека, то все равно оперы не будут созданы. Одиночки не рождают опер - этой высшей формы музыки. Весь уровень культуры исторически двигается, развивается и создается та почва, та среда, те возможности, на основе которых может появиться уже индивидуум, способный создать такое высшей формы музыкальное произведение ... Корепанов - талантливый композитор. Музыка его эмоциональна, очень напевна. Чрезвычайно отрадно, что в музыке чувствуются мотивы удмуртского фольклора. Но он не просто цитирует его, а народные мелодии являются тем, что обогащает его фантазию, что является поводом для построения больших музыкальных сцен. Мне думается, что Корепанов сказал еще только свое первое слово. Он находится сейчас в начале расцвета своих творческих сил и напишет еще не одно яркое национальное произведение». <br><br>Самодеятельный композитор, фактически не имеющий специального музыкального образования, был принят в члены Союза композиторов СССР. Таким образом, Г. А. Корепанов стал первым удмуртом - профессиональным композитором. Г. А. Корепанов первым среди творческой интеллигенции республики рискнул написать монументальное музыкальное полотно, отображающее страшные годы сталинских репрессий. Вот ту самую первую удмуртскую симфонию, которую вскоре исполнители назовут «Героической!». Слушая музыку этой программной симфонии, каждый может зримо представить и внутренне ощутить страшную и жуткую картину бесчеловечных допросов, истязаний обреченных и их расстрел оружейными залпами. Героическая симфония - это подлинный памятник композитора и Кузебаю Герду, и тысячам репрессированных и расстрелянных! Значимость произведения сразу же была определена как исполнителями, так и слушателями. Не потому ли эта симфония без каких-либо бумажных проволочек была записана Московским государственным симфоническим оркестром под управлением народной артистки СССР и УАССР Вероники Дударовой для Государственного музыкального фонда СССР! Такой высокой чести провинциальные композиторы, как правило, удостаиваются как исключение. Вторая симфония Г. А. Корепанова впервые прозвучала в г. Ижевске в дни фестиваля, посвященного П. И. Чайковскому, в мае 1986г. в прекрасном исполнении Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии под управлением народного артиста СССР Д. Китаенко. Великолепную оценку симфонии дал участник фестивального концерта солист Большого театра, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР А. Ведерников: «Какое удивительно яркое и емкое произведение, насквозь пронизанное мелодикой национальных интонаций. При кажущейся простоте изложения в симфонию заложено удивительно богатое и глубокое содержание. С таким тонким вкусом и идеальным чувством меры драматического развития, самого построения и изложения тем, сопоставления контрастных частей произведения в настоящее время редко встретишь композиторов. Уверен, композитор Г. А. Корепанов - гордость удмуртского народа!».<br><br>Совместно с сыном А. Г. Корепановым написана героическая опера «Мятеж», которая получила широкое признание среди слушателей. Г. А. Корепанов является не просто основоположником советской удмуртской массовой песни, но и создателем антологии национальной вокально-хоровой музыки. Так, «Милям шудмы» («Наше счастье»), стихи Г. Сабитова; «Тупаса улон понна» («За мирную жизнь»), стихи А. Лужанина; «Мы - железный народ», стихи О. Поскребышева - вечная актуальность человечества - мир на земле; «Удмуртия», стихи И. Токарева; «Родной Кам шурмы» («Родная Кама-река») , стихи С. Широбокова - гимн родному краю; «Зарни нянь» («Золотой хлеб»), стихи А. Лужанина; «Колхоз бусы» («Колхозное поле»), стихи С. Широбокова - песни торжества жизни колхозного строительства; «Сйзьыл кырз:ан» («Осенняя песня»), стихи А. Вотякова; «Ум вунэтэ!» («Не забудем!»), стихи Г. Сабитова - философское размышление о Великой Отечественной войне и ее последствиях; «Мон тодам ваисько» («Я вновь вспоминаю»), стихи Ашальчи Оки; «Кыч:е умой яратыны!» («Как хорошо любить!»), стихи Г. Сабитова; «О:й быгаты вунэтыны» («Не смог забыть»), стихи С. Широбокова - песня удостоена спецдиплома Гостелерадио СССР - это песни - дань велению души! Шуточные, здорового юмора песни «Паймод, эке ... » («Чудак-рыбак»), стихи Г. Сабитова; «Укмысо кутъёс» («Лапти-девятеринки»), стихи А. Клабукова - это красочные и образные жанрово-бытовые художественно-исполнительские картины. Многие песни Г. А. Корепанова, в том числе «Мон тодам ваисько», «Зарни сйзьыл», «Бусъёсын шобырскизы», давно уже получили статус народных песен! Наполненные лирическими размышлениями романсы «Лысву» («Роса»), стихи М. Покчи-Петрова; «Ж:ыт садын» («В вечернем саду»), стихи Г. Сабитова - вошли в золотой фонд удмуртской музыкальной культуры! Если бы Г. А. Корепанов за всю свою творческую жизнь написал только одну «Осеннюю песню», то и тогда он оставил бы себе памятник в национальной музыкальной культуре. Высокую оценку этому произведению дал выдающийся дирижер-хормейстер современности народный артист РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР профессор А. Юрлов, под руководством которого Республиканская государственная академическая русская хоровая капелла блестяще, в абсолютно новой интерпретации исполнила в дни музыкального фестиваля, посвященного 130-й годовщине со дня рождения П. И. Чайковского. Республиканской капеллой под управлением А. Юрлова «Осенняя песня» записана в Госмузфонд СССР. Кстати, до сих пор «Осенняя песня» исполняется в трактовке А. Юрлова. Все творчество талантливого композитора удмуртского народа глубоко пронизано интонациями народного песенно-танцевального фольклора. <br><br>Г. А. Корепанову принадлежат первые в удмуртской музыке образцы инструментальных миниатюр, он автор первой удмуртской фортепианной сонаты, родоначальник удмуртского романса; много внимания композитор уделял музыке для детей. Весом его вклад в хоровую музыку. Лучшие произведения созданные в этом традиционном для удмуртской музыки жанре отличаются развернутостью формы, богатством фактуры, внесением черт симфонического развития («Осенняя песня», «Слава тебе, солдат!»). <br><br>Деятельная натура Германа Афанасьевича не замыкалась только на композиторском творчестве. В разные годы был артистом и дирижёром хора Удмуртского радио. Г. А. Корепанов был председателем хорового общества Удмуртии, членом правления Союза композиторов России, членом комиссии по присуждению Государственных премий РСФСР. Много внимания Г. Корепанов уделял работе с самодеятельными композиторами. Ему принадлежат многочисленные статьи и рецензии, отличающиеся глубиной мысли и литературными достоинствами. <br><br>Чуткость, деликатность, внимание к окружающим были характерными чертами облика замечательного композитора. Это отмечают все знавшие его. <br><br>Творчество Г.А. Корепанова - одно из ярких явлений всей финно-угорской профессиональной музыкальной культуры. Его непреходящая художественная ценность проверена временем. Музыка композитора отличается редкой мелодической красотой, ее основополагающая черта - глубокий проникновенный лиризм. Музыкальный язык Г. Корепанова органично впитал особенности удмуртского фольклора. Не случайно многие мелодии, созданные им, воспринимаются как народные. Герман Афанасьевич всегда отличался глубоко принципиальным подходом к вопросам развития удмуртской культуры. Будущее музыки Удмуртии он видел в синтезе неповторимости национального колорита с творческим осмыслением достижений русской и мировой классики, в освоении всего богатства музыкальных жанров.<br><br>Композитор создал немало произведений для детей. Ему принадлежат первые в истории удмуртской музыки детские фортепианные пьесы, он автор песен и хоров, предназначенных дошкольникам и юношеству. <br><br>В 1985 году закончился жизненный путь замечательного композитора. Но его музыка - навсегда в золотом фонде музыкальной культуры Удмуртии. <br><br>Его богатое творческое наследие долго еще будут изучать и открывать все новые и новые грани таланта. То, что создал композитор,- все современно, все народно; все фундаментально!  [<A HREF="pudm.html">1</A>] [<A HREF="pudm2.html">2</A>] [<A HREF="pudm3.html">3</A>] [<A HREF="pudm4.html">4</A>] [<A HREF="pudm5.html">5</A>] [<A HREF="pudm6.html">6</A>] [<A HREF="pudm7.html">7</A>] [<A HREF="pudm8.html">8</A>] [<A HREF="pudm9.html">9</A>] [<A HREF="pudm10.html">10</A>] [<A HREF="pudm11.html">11</A>] [<A HREF="pudm12.html">12</A>] [<A HREF="pudm13.html">13</A>] [<A HREF="pudm14.html">14</A>] [<A HREF="pudm15.html">15</A>] [<A HREF="pudm16.html">16</A>] [<A HREF="pudm17.html">17</A>] [<A HREF="pudm18.html">18</A>] [<A HREF="pudm19.html">19</A>] [<A HREF="pudm20.html">20</A>] [<A HREF="pudm21.html">21</A>] [<A HREF="pudm22.html">22</A>] [<A HREF="pudm23.html">23</A>] [<A HREF="pudm24.html">24</A>] [<A HREF="pudm25.html">25</A>] [<A HREF="pudm26.html">26</A>] [<A HREF="pudm27.html">27</A>] [<A HREF="pudm28.html">28</A>] [<A HREF="pudm29.html">29</A>] [<A HREF="pudm30.html">30</A>] [<A HREF="pudm31.html">31</A>] [<A HREF="pudm32.html">32</A>] [<A HREF="pudm33.html">33</A>] [<A HREF="pudm34.html">34</A>] [<A HREF="pudm35.html">35</A>] [<A HREF="pudm36.html">36</A>] [<A HREF="pudm37.html">37</A>] [<A HREF="pudm38.html">38</A>] [<A HREF="pudm39.html">39</A>] [<A HREF="pudm40.html">40</A>] [<A HREF="pudm41.html">41</A>] [<A HREF="pudm42.html">42</A>] [<A HREF="pudm43.html">43</A>] [<A HREF="pudm44.html">44</A>] [<A HREF="pudm45.html">45</A>] [<A HREF="pudm46.html">46</A>] [<A HREF="pudm47.html">47</A>] [<A HREF="pudm48.html">48</A>] [<A HREF="pudm49.html">49</A>] [<A HREF="pudm50.html">50</A>] [<A HREF="pudm51.html">51</A>] [<A HREF="pudm52.html">52</A>] [<A HREF="pudm53.html">53</A>] [<A HREF="pudm54.html">54</A>] [<A HREF="pudm55.html">55</A>] [<A HREF="pudm56.html">56</A>] [<A HREF="pudm57.html">57</A>] [<A HREF="pudm58.html">58</A>] [<A HREF="pudm59.html">59</A>] [<A HREF="pudm60.html">60</A>] [<A HREF="pudm61.html">61</A>] [<A HREF="pudm62.html">62</A>] [<A HREF="pudm63.html">63</A>] [<A HREF="pudm64.html">64</A>] [<A HREF="pudm65.html">65</A>] [<A HREF="pudm66.html">66</A>] [<A HREF="pudm67.html">67</A>] [<A HREF="pudm68.html">68</A>] [<A HREF="pudm69.html">69</A>] [<A HREF="pudm70.html">70</A>] [<A HREF="pudm71.html">71</A>] [<A HREF="pudm72.html">72</A>] [<A HREF="pudm73.html">73</A>] [<A HREF="pudm74.html">74</A>] [<A HREF="pudm75.html">75</A>] [<A HREF="pudm76.html">76</A>] [<A HREF="pudm77.html">77</A>] [<A HREF="pudm78.html">78</A>] [<A HREF="pudm79.html">79</A>] [<A HREF="pudm80.html">80</A>] [<A HREF="pudm81.html">81</A>] [<A HREF="pudm82.html">82</A>] [<A HREF="pudm83.html">83</A>] [<A HREF="pudm84.html">84</A>] [<A HREF="pudm85.html">85</A>] [<A HREF="pudm86.html">86</A>] [<A HREF="pudm87.html">87</A>] [<A HREF="pudm88.html">88</A>] [<A HREF="pudm89.html">89</A>] [<A HREF="pudm90.html">90</A>] [<A HREF="pudm91.html">91</A>] [<A HREF="pudm92.html">92</A>] [<A HREF="pudm93.html">93</A>] [<A HREF="pudm94.html">94</A>] [<A HREF="pudm95.html">95</A>] [<A HREF="pudm96.html">96</A>] [<A HREF="pudm97.html">97</A>] [<A HREF="pudm98.html">98</A>] [<A HREF="pudm99.html">99</A>] [<A HREF="pudm100.html">100</A>] [<A HREF="pudm101.html">101</A>] [<A HREF="pudm102.html">102</A>] [<A HREF="pudm103.html">103</A>] [<A HREF="pudm104.html">104</A>] [<A HREF="pudm105.html">105</A>] [<A HREF="pudm106.html">106</A>] [<A HREF="pudm107.html">107</A>] [<A HREF="pudm108.html">108</A>] [<A HREF="pudm109.html">109</A>] [<A HREF="pudm110.html">110</A>] [<A HREF="pudm111.html">111</A>] [<A HREF="pudm112.html">112</A>] [<A HREF="pudm113.html">113</A>] [<A HREF="pudm114.html">114</A>] [<A HREF="pudm115.html">115</A>] [<A HREF="pudm116.html">116</A>] [<A HREF="pudm117.html">117</A>] [<A HREF="pudm118.html">118</A>] [<A HREF="pudm119.html">119</A>] [<A HREF="pudm120.html">120</A>] [<A HREF="pudm121.html">121</A>] [<A HREF="pudm122.html">122</A>] [<A HREF="pudm123.html">123</A>] [<A HREF="pudm124.html">124</A>] [<A HREF="pudm125.html">125</A>] [<A HREF="pudm126.html">126</A>] [<A HREF="pudm127.html">127</A>] [<A HREF="pudm128.html">128</A>] [<A HREF="pudm129.html">129</A>] [<A HREF="pudm130.html">130</A>] [<A HREF="pudm131.html">131</A>] [<A HREF="pudm132.html">132</A>] [<A HREF="pudm133.html">133</A>] [<A HREF="pudm134.html">134</A>] [<A HREF="pudm135.html">135</A>] [<A HREF="pudm136.html">136</A>] [<A HREF="pudm137.html">137</A>] [<A HREF="pudm138.html">138</A>] [<A HREF="pudm139.html">139</A>] [<A HREF="pudm140.html">140</A>] [<A HREF="pudm141.html">141</A>] [<A HREF="pudm142.html">142</A>] [<A HREF="pudm143.html">143</A>] [<A HREF="pudm144.html">144</A>] [<A HREF="pudm145.html">145</A>] [<A HREF="pudm146.html">146</A>] [<A HREF="pudm147.html">147</A>] [<A HREF="pudm148.html">148</A>] [<A HREF="pudm149.html">149</A>] [<A HREF="pudm150.html"><B>150</B></A>] [<A HREF="pudm151.html">151</A>] [<A HREF="pudm152.html">152</A>] [<A HREF="pudm153.html">153</A>] [<A HREF="pudm154.html">154</A>] [<A HREF="pudm155.html">155</A>] [<A HREF="pudm156.html">156</A>] [<A HREF="pudm157.html">157</A>] [<A HREF="pudm158.html">158</A>] [<A HREF="pudm159.html">159</A>] [<A HREF="pudm160.html">160</A>] [<A HREF="pudm161.html">161</A>] [<A HREF="pudm162.html">162</A>] [<A HREF="pudm163.html">163</A>] [<A HREF="pudm164.html">164</A>] [<A HREF="pudm165.html">165</A>] [<A HREF="pudm166.html">166</A>] [<A HREF="pudm167.html">167</A>] [<A HREF="pudm168.html">168</A>] [<A HREF="pudm169.html">169</A>] [<A HREF="pudm170.html">170</A>] [<A HREF="pudm171.html">171</A>] [<A HREF="pudm172.html">172</A>] [<A HREF="pudm173.html">173</A>] [<A HREF="pudm174.html">174</A>] [<A HREF="pudm175.html">175</A>] [<A HREF="pudm176.html">176</A>] [<A HREF="pudm177.html">177</A>] [<A HREF="pudm178.html">178</A>] [<A HREF="pudm179.html">179</A>] [<A HREF="pudm180.html">180</A>] [<A HREF="pudm181.html">181</A>] [<A HREF="pudm182.html">182</A>] [<A HREF="pudm183.html">183</A>] [<A HREF="pudm184.html">184</A>] [<A HREF="pudm185.html">185</A>] [<A HREF="pudm186.html">186</A>] [<A HREF="pudm187.html">187</A>] [<A HREF="pudm188.html">188</A>] [<A HREF="pudm189.html">189</A>] [<A HREF="pudm190.html">190</A>] [<A HREF="pudm191.html">191</A>] [<A HREF="pudm192.html">192</A>] [<A HREF="pudm193.html">193</A>] [<A HREF="pudm194.html">194</A>] [<A HREF="pudm195.html">195</A>] [<A HREF="pudm196.html">196</A>] [<A HREF="pudm197.html">197</A>] [<A HREF="pudm198.html">198</A>] [<A HREF="pudm199.html">199</A>] [<A HREF="pudm200.html">200</A>] [<A HREF="pudm201.html">201</A>] [<A HREF="pudm202.html">202</A>] [<A HREF="pudm203.html">203</A>] [<A HREF="pudm204.html">204</A>] [<A HREF="pudm205.html">205</A>] [<A HREF="pudm206.html">206</A>] [<A HREF="pudm207.html">207</A>] [<A HREF="pudm208.html">208</A>] [<A HREF="pudm209.html">209</A>] [<A HREF="pudm210.html">210</A>] [<A HREF="pudm211.html">211</A>] [<A HREF="pudm212.html">212</A>] [<A HREF="pudm213.html">213</A>] [<A HREF="pudm214.html">214</A>] [<A HREF="pudm215.html">215</A>] [<A HREF="pudm216.html">216</A>] [<A HREF="pudm217.html">217</A>] [<A HREF="pudm218.html">218</A>] [<A HREF="pudm219.html">219</A>] [<A HREF="pudm220.html">220</A>] [<A HREF="pudm221.html">221</A>] [<A HREF="pudm222.html">222</A>] [<A HREF="pudm223.html">223</A>] [<A HREF="pudm224.html">224</A>] [<A HREF="pudm225.html">225</A>] [<A HREF="pudm226.html">226</A>] [<A HREF="pudm227.html">227</A>] [<A HREF="pudm228.html">228</A>] [<A HREF="pudm229.html">229</A>] [<A HREF="pudm230.html">230</A>] [<A HREF="pudm231.html">231</A>] [<A HREF="pudm232.html">232</A>] [<A HREF="pudm233.html">233</A>] [<A HREF="pudm234.html">234</A>] [<A HREF="pudm235.html">235</A>] [<A HREF="pudm236.html">236</A>] [<A HREF="pudm237.html">237</A>] [<A HREF="pudm238.html">238</A>] [<A HREF="pudm239.html">239</A>] [<A HREF="pudm240.html">240</A>] [<A HREF="pudm241.html">241</A>] [<A HREF="pudm242.html">242</A>] [<A HREF="pudm243.html">243</A>] [<A HREF="pudm244.html">244</A>] [<A HREF="pudm245.html">245</A>] [<A HREF="pudm246.html">246</A>] [<A HREF="pudm247.html">247</A>] [<A HREF="pudm248.html">248</A>] [<A HREF="pudm249.html">249</A>] [<A HREF="pudm250.html">250</A>] [<A HREF="pudm251.html">251</A>] [<A HREF="pudm252.html">252</A>] [<A HREF="pudm253.html">253</A>] [<A HREF="pudm254.html">254</A>] [<A HREF="pudm255.html">255</A>] [<A HREF="pudm256.html">256</A>] [<A HREF="pudm257.html">257</A>] [<A HREF="pudm258.html">258</A>] [<A HREF="pudm259.html">259</A>] [<A HREF="pudm260.html">260</A>] [<A HREF="pudm261.html">261</A>] [<A HREF="pudm262.html">262</A>] [<A HREF="pudm263.html">263</A>] [<A HREF="pudm264.html">264</A>] [<A HREF="pudm265.html">265</A>] [<A HREF="pudm266.html">266</A>] [<A HREF="pudm267.html">267</A>] [<A HREF="pudm268.html">268</A>] [<A HREF="pudm269.html">269</A>] [<A HREF="pudm270.html">270</A>] [<A HREF="pudm271.html">271</A>] [<A HREF="pudm272.html">272</A>] [<A HREF="pudm273.html">273</A>] [<A HREF="pudm274.html">274</A>] [<A HREF="pudm275.html">275</A>] [<A HREF="pudm276.html">276</A>] [<A HREF="pudm277.html">277</A>] [<A HREF="pudm278.html">278</A>] [<A HREF="pudm279.html">279</A>] [<A HREF="pudm280.html">280</A>] [<A HREF="pudm281.html">281</A>] [<A HREF="pudm282.html">282</A>] [<A HREF="pudm283.html">283</A>] [<A HREF="pudm284.html">284</A>] [<A HREF="pudm285.html">285</A>] [<A HREF="pudm286.html">286</A>] [<A HREF="pudm287.html">287</A>] [<A HREF="pudm288.html">288</A>] [<A HREF="pudm289.html">289</A>] [<A HREF="pudm290.html">290</A>] [<A HREF="pudm291.html">291</A>] [<A HREF="pudm292.html">292</A>] [<A HREF="pudm293.html">293</A>] [<A HREF="pudm294.html">294</A>] [<A HREF="pudm295.html">295</A>] [<A HREF="pudm296.html">296</A>] [<A HREF="pudm297.html">297</A>] [<A HREF="pudm298.html">298</A>] [<A HREF="pudm299.html">299</A>] [<A HREF="pudm300.html">300</A>] [<A HREF="pudm301.html">301</A>] [<A HREF="pudm302.html">302</A>] [<A HREF="pudm303.html">303</A>] [<A HREF="pudm304.html">304</A>] [<A HREF="pudm305.html">305</A>] [<A HREF="pudm306.html">306</A>] [<A HREF="pudm307.html">307</A>] [<A HREF="pudm308.html">308</A>] [<A HREF="pudm309.html">309</A>] [<A HREF="pudm310.html">310</A>] [<A HREF="pudm311.html">311</A>] [<A HREF="pudm312.html">312</A>] [<A HREF="pudm313.html">313</A>] [<A HREF="pudm314.html">314</A>] [<A HREF="pudm315.html">315</A>] [<A HREF="pudm316.html">316</A>] [<A HREF="pudm317.html">317</A>] [<A HREF="pudm318.html">318</A>] [<A HREF="pudm319.html">319</A>] [<A HREF="pudm320.html">320</A>] [<A HREF="pudm321.html">321</A>] [<A HREF="pudm322.html">322</A>] [<A HREF="pudm323.html">323</A>] [<A HREF="pudm324.html">324</A>] [<A HREF="pudm325.html">325</A>] [<A HREF="pudm326.html">326</A>] [<A HREF="pudm327.html">327</A>] [<A HREF="pudm328.html">328</A>] [<A HREF="pudm329.html">329</A>] [<A HREF="pudm330.html">330</A>] [<A HREF="pudm331.html">331</A>] [<A HREF="pudm332.html">332</A>] [<A HREF="pudm333.html">333</A>] [<A HREF="pudm334.html">334</A>] [<A HREF="pudm335.html">335</A>] [<A HREF="pudm336.html">336</A>] [<A HREF="pudm337.html">337</A>] [<A HREF="pudm338.html">338</A>] [<A HREF="pudm339.html">339</A>] [<A HREF="pudm340.html">340</A>] [<A HREF="pudm341.html">341</A>] [<A HREF="pudm342.html">342</A>] [<A HREF="pudm343.html">343</A>] [<A HREF="pudm344.html">344</A>] [<A HREF="pudm345.html">345</A>] [<A HREF="pudm346.html">346</A>] [<A HREF="pudm347.html">347</A>] [<A HREF="pudm348.html">348</A>] [<A HREF="pudm349.html">349</A>] [<A HREF="pudm350.html">350</A>] [<A HREF="pudm351.html">351</A>] [<A HREF="pudm352.html">352</A>] [<A HREF="pudm353.html">353</A>] [<A HREF="pudm354.html">354</A>] [<A HREF="pudm355.html">355</A>] [<A HREF="pudm356.html">356</A>] [<A HREF="pudm357.html">357</A>] [<A HREF="pudm358.html">358</A>] [<A HREF="pudm359.html">359</A>] [<A HREF="pudm360.html">360</A>] [<A HREF="pudm361.html">361</A>] [<A HREF="pudm362.html">362</A>] [<A HREF="pudm363.html">363</A>] [<A HREF="pudm364.html">364</A>] [<A HREF="pudm365.html">365</A>] [<A HREF="pudm366.html">366</A>] [<A HREF="pudm367.html">367</A>] [<A HREF="pudm368.html">368</A>] [<A HREF="pudm369.html">369</A>] [<A HREF="pudm370.html">370</A>] [<A HREF="pudm371.html">371</A>] [<A HREF="pudm372.html">372</A>] [<A HREF="pudm373.html">373</A>] [<A HREF="pudm374.html">374</A>] [<A HREF="pudm375.html">375</A>] [<A HREF="pudm376.html">376</A>] [<A HREF="pudm377.html">377</A>] [<A HREF="pudm378.html">378</A>] [<A HREF="pudm379.html">379</A>] [<A HREF="pudm380.html">380</A>] [<A HREF="pudm381.html">381</A>] [<A HREF="pudm382.html">382</A>] [<A HREF="pudm383.html">383</A>] [<A HREF="pudm384.html">384</A>] [<A HREF="pudm385.html">385</A>] [<A HREF="pudm386.html">386</A>] [<A HREF="pudm387.html">387</A>] [<A HREF="pudm388.html">388</A>] [<A HREF="pudm389.html">389</A>] [<A HREF="pudm390.html">390</A>] [<A HREF="pudm391.html">391</A>] [<A HREF="pudm392.html">392</A>] [<A HREF="pudm393.html">393</A>] [<A HREF="pudm394.html">394</A>] [<A HREF="pudm395.html">395</A>] [<A HREF="pudm396.html">396</A>] [<A HREF="pudm397.html">397</A>] [<A HREF="pudm398.html">398</A>] [<A HREF="pudm399.html">399</A>] [<A HREF="pudm400.html">400</A>] [<A HREF="pudm401.html">401</A>] [<A HREF="pudm402.html">402</A>] [<A HREF="pudm403.html">403</A>] [<A HREF="pudm404.html">404</A>] [<A HREF="pudm405.html">405</A>] [<A HREF="pudm406.html">406</A>] [<A HREF="pudm407.html">407</A>] [<A HREF="pudm408.html">408</A>] [<A HREF="pudm409.html">409</A>] [<A HREF="pudm410.html">410</A>] [<A HREF="pudm411.html">411</A>] [<A HREF="pudm412.html">412</A>] [<A HREF="pudm413.html">413</A>] [<A HREF="pudm414.html">414</A>] [<A HREF="pudm415.html">415</A>] [<A HREF="pudm416.html">416</A>] [<A HREF="pudm417.html">417</A>] [<A HREF="pudm418.html">418</A>] [<A HREF="pudm419.html">419</A>] [<A HREF="pudm420.html">420</A>] [<A HREF="pudm421.html">421</A>] [<A HREF="pudm422.html">422</A>] [<A HREF="pudm423.html">423</A>] [<A HREF="pudm424.html">424</A>] [<A HREF="pudm425.html">425</A>] [<A HREF="pudm426.html">426</A>] [<A HREF="pudm427.html">427</A>] [<A HREF="pudm428.html">428</A>] [<A HREF="pudm429.html">429</A>] [<A HREF="pudm430.html">430</A>] [<A HREF="pudm431.html">431</A>] [<A HREF="pudm432.html">432</A>] [<A HREF="pudm433.html">433</A>] [<A HREF="pudm434.html">434</A>] [<A HREF="pudm435.html">435</A>] [<A HREF="pudm436.html">436</A>] [<A HREF="pudm437.html">437</A>] [<A HREF="pudm438.html">438</A>] [<A HREF="pudm439.html">439</A>] [<A HREF="pudm440.html">440</A>] [<A HREF="pudm441.html">441</A>] [<A HREF="pudm442.html">442</A>] [<A HREF="pudm443.html">443</A>] [<A HREF="pudm444.html">444</A>] [<A HREF="pudm445.html">445</A>] [<A HREF="pudm446.html">446</A>] [<A HREF="pudm447.html">447</A>] [<A HREF="pudm448.html">448</A>] [<A HREF="pudm449.html">449</A>] [<A HREF="pudm450.html">450</A>] [<A HREF="pudm451.html">451</A>] [<A HREF="pudm452.html">452</A>] [<A HREF="pudm453.html">453</A>] [<A HREF="pudm454.html">454</A>] [<A HREF="pudm455.html">455</A>] [<A HREF="pudm456.html">456</A>] [<A HREF="pudm457.html">457</A>] [<A HREF="pudm458.html">458</A>] [<A HREF="pudm459.html">459</A>] [<A HREF="pudm460.html">460</A>] [<A HREF="pudm461.html">461</A>] [<A HREF="pudm462.html">462</A>] [<A HREF="pudm463.html">463</A>] [<A HREF="pudm464.html">464</A>] [<A HREF="pudm465.html">465</A>] [<A HREF="pudm466.html">466</A>] [<A HREF="pudm467.html">467</A>] [<A HREF="pudm468.html">468</A>] [<A HREF="pudm469.html">469</A>] [<A HREF="pudm470.html">470</A>] [<A HREF="pudm471.html">471</A>] [<A HREF="pudm472.html">472</A>] [<A HREF="pudm473.html">473</A>] [<A HREF="pudm474.html">474</A>] [<A HREF="pudm475.html">475</A>] [<A HREF="pudm476.html">476</A>] [<A HREF="pudm477.html">477</A>] [<A HREF="pudm478.html">478</A>] [<A HREF="pudm479.html">479</A>] [<A HREF="pudm480.html">480</A>] [<A HREF="pudm481.html">481</A>] [<A HREF="pudm482.html">482</A>] [<A HREF="pudm483.html">483</A>] [<A HREF="pudm484.html">484</A>] [<A HREF="pudm485.html">485</A>] [<A HREF="pudm486.html">486</A>] [<A HREF="pudm487.html">487</A>] [<A HREF="pudm488.html">488</A>] [<A HREF="pudm489.html">489</A>] [<A HREF="pudm490.html">490</A>] [<A HREF="pudm491.html">491</A>] [<A HREF="pudm492.html">492</A>] [<A HREF="pudm493.html">493</A>] [<A HREF="pudm494.html">494</A>] [<A HREF="pudm495.html">495</A>] [<A HREF="pudm496.html">496</A>] [<A HREF="pudm497.html">497</A>] [<A HREF="pudm498.html">498</A>] [<A HREF="pudm499.html">499</A>] [<A HREF="pudm500.html">500</A>] [<A HREF="pudm501.html">501</A>] [<A HREF="pudm502.html">502</A>] [<A HREF="pudm503.html">503</A>] [<A HREF="pudm504.html">504</A>] [<A HREF="pudm505.html">505</A>] [<A HREF="pudm506.html">506</A>] [<A HREF="pudm507.html">507</A>] [<A HREF="pudm508.html">508</A>] [<A HREF="pudm509.html">509</A>] [<A HREF="pudm510.html">510</A>] [<A HREF="pudm511.html">511</A>] [<A HREF="pudm512.html">512</A>] [<A HREF="pudm513.html">513</A>] [<A HREF="pudm514.html">514</A>] [<A HREF="pudm515.html">515</A>] [<A HREF="pudm516.html">516</A>] [<A HREF="pudm517.html">517</A>] [<A HREF="pudm518.html">518</A>] [<A HREF="pudm519.html">519</A>] [<A HREF="pudm520.html">520</A>] [<A HREF="pudm521.html">521</A>] [<A HREF="pudm522.html">522</A>] [<A HREF="pudm523.html">523</A>] [<A HREF="pudm524.html">524</A>] [<A HREF="pudm525.html">525</A>] [<A HREF="pudm526.html">526</A>] [<A HREF="pudm527.html">527</A>] [<A HREF="pudm528.html">528</A>] [<A HREF="pudm529.html">529</A>] [<A HREF="pudm530.html">530</A>] [<A HREF="pudm531.html">531</A>] [<A HREF="pudm532.html">532</A>] [<A HREF="pudm533.html">533</A>] [<A HREF="pudm534.html">534</A>] [<A HREF="pudm535.html">535</A>] [<A HREF="pudm536.html">536</A>] [<A HREF="pudm537.html">537</A>] [<A HREF="pudm538.html">538</A>] [<A HREF="pudm539.html">539</A>] [<A HREF="pudm540.html">540</A>] [<A HREF="pudm541.html">541</A>] [<A HREF="pudm542.html">542</A>] [<A HREF="pudm543.html">543</A>] [<A HREF="pudm544.html">544</A>] [<A HREF="pudm545.html">545</A>] [<A HREF="pudm546.html">546</A>] [<A HREF="pudm547.html">547</A>] [<A HREF="pudm548.html">548</A>] [<A HREF="pudm549.html">549</A>] [<A HREF="pudm550.html">550</A>] [<A HREF="pudm551.html">551</A>] [<A HREF="pudm552.html">552</A>] [<A HREF="pudm553.html">553</A>] [<A HREF="pudm554.html">554</A>] [<A HREF="pudm555.html">555</A>] [<A HREF="pudm556.html">556</A>] [<A HREF="pudm557.html">557</A>] [<A HREF="pudm558.html">558</A>] [<A HREF="pudm559.html">559</A>] [<A HREF="pudm560.html">560</A>] [<A HREF="pudm561.html">561</A>] [<A HREF="pudm562.html">562</A>] [<A HREF="pudm563.html">563</A>] [<A HREF="pudm564.html">564</A>] [<A HREF="pudm565.html">565</A>] [<A HREF="pudm566.html">566</A>] [<A HREF="pudm567.html">567</A>] [<A HREF="pudm568.html">568</A>] [<A HREF="pudm569.html">569</A>] [<A HREF="pudm570.html">570</A>] [<A HREF="pudm571.html">571</A>] [<A HREF="pudm572.html">572</A>] [<A HREF="pudm573.html">573</A>] [<A HREF="pudm574.html">574</A>] [<A HREF="pudm575.html">575</A>] [<A HREF="pudm576.html">576</A>] [<A HREF="pudm577.html">577</A>] [<A HREF="pudm578.html">578</A>] [<A HREF="pudm579.html">579</A>] [<A HREF="pudm580.html">580</A>] [<A HREF="pudm581.html">581</A>] [<A HREF="pudm582.html">582</A>] [<A HREF="pudm583.html">583</A>] [<A HREF="pudm584.html">584</A>] [<A HREF="pudm585.html">585</A>] [<A HREF="pudm586.html">586</A>] [<A HREF="pudm587.html">587</A>] [<A HREF="pudm588.html">588</A>] [<A HREF="pudm589.html">589</A>] [<A HREF="pudm590.html">590</A>] [<A HREF="pudm591.html">591</A>] [<A HREF="pudm592.html">592</A>] [<A HREF="pudm593.html">593</A>] [<A HREF="pudm594.html">594</A>] [<A HREF="pudm595.html">595</A>] [<A HREF="pudm596.html">596</A>] [<A HREF="pudm597.html">597</A>] [<A HREF="pudm598.html">598</A>] [<A HREF="pudm599.html">599</A>] [<A HREF="pudm600.html">600</A>] [<A HREF="pudm601.html">601</A>] [<A HREF="pudm602.html">602</A>] [<A HREF="pudm603.html">603</A>] [<A HREF="pudm604.html">604</A>] [<A HREF="pudm605.html">605</A>] [<A HREF="pudm606.html">606</A>] [<A HREF="pudm607.html">607</A>] [<A HREF="pudm608.html">608</A>] [<A HREF="pudm609.html">609</A>] [<A HREF="pudm610.html">610</A>] [<A HREF="pudm611.html">611</A>] [<A HREF="pudm612.html">612</A>] [<A HREF="pudm613.html">613</A>] [<A HREF="pudm614.html">614</A>] [<A HREF="pudm615.html">615</A>] [<A HREF="pudm616.html">616</A>] [<A HREF="pudm617.html">617</A>] [<A HREF="pudm618.html">618</A>] [<A HREF="pudm619.html">619</A>] [<A HREF="pudm620.html">620</A>] [<A HREF="pudm621.html">621</A>] [<A HREF="pudm622.html">622</A>] [<A HREF="pudm623.html">623</A>] [<A HREF="pudm624.html">624</A>] [<A HREF="pudm625.html">625</A>] [<A HREF="pudm626.html">626</A>] [<A HREF="pudm627.html">627</A>] [<A HREF="pudm628.html">628</A>] [<A HREF="pudm629.html">629</A>] [<A HREF="pudm630.html">630</A>] [<A HREF="pudm631.html">631</A>] [<A HREF="pudm632.html">632</A>] [<A HREF="pudm633.html">633</A>] [<A HREF="pudm634.html">634</A>] [<A HREF="pudm635.html">635</A>] [<A HREF="pudm636.html">636</A>] [<A HREF="pudm637.html">637</A>] [<A HREF="pudm638.html">638</A>] [<A HREF="pudm639.html">639</A>] [<A HREF="pudm640.html">640</A>] [<A HREF="pudm641.html">641</A>] [<A HREF="pudm642.html">642</A>] [<A HREF="pudm643.html">643</A>] [<A HREF="pudm644.html">644</A>] [<A HREF="pudm645.html">645</A>] [<A HREF="pudm646.html">646</A>] [<A HREF="pudm647.html">647</A>] [<A HREF="pudm648.html">648</A>] [<A HREF="pudm649.html">649</A>] [<A HREF="pudm650.html">650</A>] [<A HREF="pudm651.html">651</A>] [<A HREF="pudm652.html">652</A>] [<A HREF="pudm653.html">653</A>] [<A HREF="pudm654.html">654</A>] [<A HREF="pudm655.html">655</A>] [<A HREF="pudm656.html">656</A>] [<A HREF="pudm657.html">657</A>] [<A HREF="pudm658.html">658</A>] [<A HREF="pudm659.html">659</A>] [<A HREF="pudm660.html">660</A>] [<A HREF="pudm661.html">661</A>] [<A HREF="pudm662.html">662</A>] [<A HREF="pudm663.html">663</A>] [<A HREF="pudm664.html">664</A>] [<A HREF="pudm665.html">665</A>] [<A HREF="pudm666.html">666</A>] [<A HREF="pudm667.html">667</A>] [<A HREF="pudm668.html">668</A>] [<A HREF="pudm669.html">669</A>] [<A HREF="pudm670.html">670</A>] [<A HREF="pudm671.html">671</A>] [<A HREF="pudm672.html">672</A>] [<A HREF="pudm673.html">673</A>] [<A HREF="pudm674.html">674</A>] [<A HREF="pudm675.html">675</A>] [<A HREF="pudm676.html">676</A>] [<A HREF="pudm677.html">677</A>] [<A HREF="pudm678.html">678</A>] [<A HREF="pudm679.html">679</A>] [<A HREF="pudm680.html">680</A>] [<A HREF="pudm681.html">681</A>] [<A HREF="pudm682.html">682</A>] [<A HREF="pudm683.html">683</A>] [<A HREF="pudm684.html">684</A>] [<A HREF="pudm685.html">685</A>] [<A HREF="pudm686.html">686</A>] [<A HREF="pudm687.html">687</A>] [<A HREF="pudm688.html">688</A>] [<A HREF="pudm689.html">689</A>] 


    Последнее добавление: 03.06.2014     Всего: 689  
  Корепанов Герман Афанасьевич (1924 - 1985)
Корепанов Герман Афанасьевич (1924 - 1985)
Корепанов Гepмaн Афанасьевич - великий удмуртский композитор, классик национальной музыкальной культуры, первый удмуртский профессиональный композитор. Родился 30 июля 1924 г. в селе Селты Удмуртской АССР, умер 13 апреля 1985 в г. Ижевске. В 1947-1949 г. учился в Ижевском музыкальном училище (отделение хорового дирижирования), в 1950 г.- в Казанской консерватории (класс композиции Г. И. Литинского). Вероятно, даже поклонникам таланта Германа Афанасьевича неизвестно, что на его долю выпала исключительно суровая жизнь. Ему еще не исполнилось и 13 лет, как репрессировали отца. Можно только отдаленно представить, что испытал и пережил он, в таком возрасте став сыном «врага народа». Надо признать, что мы никогда не умели ценить и воздавать должное своим доморощенным талантам при их жизни. К сожалению, так получилось с Г. А. Корепановым. Сейчас мы довольно отчетливо представляем, кем был он для удмуртского народа.

Заслуженный деятель искусств УАССР (1957) и РСФСР (1958). Г. А. Корепанов первым среди деятелей культуры и искусства республики удостоен Государственной премии Удмуртской АССР (1967) за музыку оперы «Наталь», за первую удмуртскую симфонию и за песни «Дано лу, партия!» («Славься, партия!»), «Удмуртия», «Зарни нянь» («Золотой хлеб»), «Сйзьыл кырз:ан» («Осенняя песня») и «Мы - железный народ». Член Союза композиторов СССР с 1961г. Член Правления Союза композиторов России. Член комиссии по присуждению государственных премий РСФСР. Участник Великой Отечественной войны. За большие заслуги в области музыкального искусства Г. А. Корепанов награжден орденами Ленина (1971) и «Знака Почета». Как участник войны с Японией он награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За Победу над Японией» и др.

Огромная художественная одаренность Германа Афанасьевича проявилась уже в детские годы. Музыкой он занимался в Доме художественного воспитания детей, одновременно увлеченно сочинял стихи, рассказы, повести. В годы войны младший лейтенант Корепанов служил на Дальнем Востоке. Именно тогда появляются первые композиторские опыты - марши и вальсы для духовых оркестров. По окончании войны Г. А. Корепанов выбирает путь композитора. К этому времени относятся его первые песни («Мон тодам ваисько» («Вспоминаю тебя»), «Зарни нянь» («Золотой хлеб»), «Паймод, эке» («Удивишься, брат») заложившие фундамент этого жанра в удмуртской профессиональной музыке и ставшие ее классическими образцами. Впоследствии композитор написал еще немало прекрасных песен, не прекращая работу в этом жанре до конца жизни.

Он автор первой национальной героико-гражданской оперы «Наталь» (1961), автором Первой удмуртской симфонии (1964) - вершинных достижений удмуртской профессиональной музыки, создание которых стало настоящим творческим подвигом; фортепианных сонат, ряда хоровых сочинений. «Наталь» с одной стороны вырастает из синтеза двух линий русской оперной классики, связанных как с народными драмами и историческими полотнами М.Мусоргского и А.Бородина, так и с лирико-психологическими операми П.Чайковского, с другой, музыкальный язык оперы вобрал в себя самую суть удмуртской народной песенности. Причем, обильное использование подлинных мелодий и их оборотов не приводит к ощущению цитатности - они в полном смысле слова становятся авторскими, получают гибкое развитие, а оригинальный композиторский материал настолько впитал органику народного музыкального мышления, что воспринимается как естественное продолжение фольклорных напевов. Для Первой симфонии типичны последовательно проведенные через все три части принцип лейтмотивизма и драматическая симфонизация фольклорных элементов, достигающая, особенно в первой части подлинно трагедийного накала.

Песни Корепанова стали широко известны начиная с первых послевоенных лет и заслужили всенародную любовь. Высокую профессиональную оценку опере «Наталь» дали народные артисты СССР, композиторы А. И. Хачатурян и Т. Н. Хренников. А. И. Хачатурян на встрече с творческими работниками республики сказал: «Сердечно поздравляю удмуртский народ, всю музыкальную общественность, театр, исполнителей с огромной победой в связи с тем, что создана в республике замечательная полноценная опера «Наталь»!.. Опера - это вершина музыкального искусства, с одной стороны - опера, с другой - симфония. Даже если народ имеет в своей среде гениального человека, то все равно оперы не будут созданы. Одиночки не рождают опер - этой высшей формы музыки. Весь уровень культуры исторически двигается, развивается и создается та почва, та среда, те возможности, на основе которых может появиться уже индивидуум, способный создать такое высшей формы музыкальное произведение ... Корепанов - талантливый композитор. Музыка его эмоциональна, очень напевна. Чрезвычайно отрадно, что в музыке чувствуются мотивы удмуртского фольклора. Но он не просто цитирует его, а народные мелодии являются тем, что обогащает его фантазию, что является поводом для построения больших музыкальных сцен. Мне думается, что Корепанов сказал еще только свое первое слово. Он находится сейчас в начале расцвета своих творческих сил и напишет еще не одно яркое национальное произведение».

Самодеятельный композитор, фактически не имеющий специального музыкального образования, был принят в члены Союза композиторов СССР. Таким образом, Г. А. Корепанов стал первым удмуртом - профессиональным композитором. Г. А. Корепанов первым среди творческой интеллигенции республики рискнул написать монументальное музыкальное полотно, отображающее страшные годы сталинских репрессий. Вот ту самую первую удмуртскую симфонию, которую вскоре исполнители назовут «Героической!». Слушая музыку этой программной симфонии, каждый может зримо представить и внутренне ощутить страшную и жуткую картину бесчеловечных допросов, истязаний обреченных и их расстрел оружейными залпами. Героическая симфония - это подлинный памятник композитора и Кузебаю Герду, и тысячам репрессированных и расстрелянных! Значимость произведения сразу же была определена как исполнителями, так и слушателями. Не потому ли эта симфония без каких-либо бумажных проволочек была записана Московским государственным симфоническим оркестром под управлением народной артистки СССР и УАССР Вероники Дударовой для Государственного музыкального фонда СССР! Такой высокой чести провинциальные композиторы, как правило, удостаиваются как исключение. Вторая симфония Г. А. Корепанова впервые прозвучала в г. Ижевске в дни фестиваля, посвященного П. И. Чайковскому, в мае 1986г. в прекрасном исполнении Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии под управлением народного артиста СССР Д. Китаенко. Великолепную оценку симфонии дал участник фестивального концерта солист Большого театра, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР А. Ведерников: «Какое удивительно яркое и емкое произведение, насквозь пронизанное мелодикой национальных интонаций. При кажущейся простоте изложения в симфонию заложено удивительно богатое и глубокое содержание. С таким тонким вкусом и идеальным чувством меры драматического развития, самого построения и изложения тем, сопоставления контрастных частей произведения в настоящее время редко встретишь композиторов. Уверен, композитор Г. А. Корепанов - гордость удмуртского народа!».

Совместно с сыном А. Г. Корепановым написана героическая опера «Мятеж», которая получила широкое признание среди слушателей. Г. А. Корепанов является не просто основоположником советской удмуртской массовой песни, но и создателем антологии национальной вокально-хоровой музыки. Так, «Милям шудмы» («Наше счастье»), стихи Г. Сабитова; «Тупаса улон понна» («За мирную жизнь»), стихи А. Лужанина; «Мы - железный народ», стихи О. Поскребышева - вечная актуальность человечества - мир на земле; «Удмуртия», стихи И. Токарева; «Родной Кам шурмы» («Родная Кама-река») , стихи С. Широбокова - гимн родному краю; «Зарни нянь» («Золотой хлеб»), стихи А. Лужанина; «Колхоз бусы» («Колхозное поле»), стихи С. Широбокова - песни торжества жизни колхозного строительства; «Сйзьыл кырз:ан» («Осенняя песня»), стихи А. Вотякова; «Ум вунэтэ!» («Не забудем!»), стихи Г. Сабитова - философское размышление о Великой Отечественной войне и ее последствиях; «Мон тодам ваисько» («Я вновь вспоминаю»), стихи Ашальчи Оки; «Кыч:е умой яратыны!» («Как хорошо любить!»), стихи Г. Сабитова; «О:й быгаты вунэтыны» («Не смог забыть»), стихи С. Широбокова - песня удостоена спецдиплома Гостелерадио СССР - это песни - дань велению души! Шуточные, здорового юмора песни «Паймод, эке ... » («Чудак-рыбак»), стихи Г. Сабитова; «Укмысо кутъёс» («Лапти-девятеринки»), стихи А. Клабукова - это красочные и образные жанрово-бытовые художественно-исполнительские картины. Многие песни Г. А. Корепанова, в том числе «Мон тодам ваисько», «Зарни сйзьыл», «Бусъёсын шобырскизы», давно уже получили статус народных песен! Наполненные лирическими размышлениями романсы «Лысву» («Роса»), стихи М. Покчи-Петрова; «Ж:ыт садын» («В вечернем саду»), стихи Г. Сабитова - вошли в золотой фонд удмуртской музыкальной культуры! Если бы Г. А. Корепанов за всю свою творческую жизнь написал только одну «Осеннюю песню», то и тогда он оставил бы себе памятник в национальной музыкальной культуре. Высокую оценку этому произведению дал выдающийся дирижер-хормейстер современности народный артист РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР профессор А. Юрлов, под руководством которого Республиканская государственная академическая русская хоровая капелла блестяще, в абсолютно новой интерпретации исполнила в дни музыкального фестиваля, посвященного 130-й годовщине со дня рождения П. И. Чайковского. Республиканской капеллой под управлением А. Юрлова «Осенняя песня» записана в Госмузфонд СССР. Кстати, до сих пор «Осенняя песня» исполняется в трактовке А. Юрлова. Все творчество талантливого композитора удмуртского народа глубоко пронизано интонациями народного песенно-танцевального фольклора.

Г. А. Корепанову принадлежат первые в удмуртской музыке образцы инструментальных миниатюр, он автор первой удмуртской фортепианной сонаты, родоначальник удмуртского романса; много внимания композитор уделял музыке для детей. Весом его вклад в хоровую музыку. Лучшие произведения созданные в этом традиционном для удмуртской музыки жанре отличаются развернутостью формы, богатством фактуры, внесением черт симфонического развития («Осенняя песня», «Слава тебе, солдат!»).

Деятельная натура Германа Афанасьевича не замыкалась только на композиторском творчестве. В разные годы был артистом и дирижёром хора Удмуртского радио. Г. А. Корепанов был председателем хорового общества Удмуртии, членом правления Союза композиторов России, членом комиссии по присуждению Государственных премий РСФСР. Много внимания Г. Корепанов уделял работе с самодеятельными композиторами. Ему принадлежат многочисленные статьи и рецензии, отличающиеся глубиной мысли и литературными достоинствами.

Чуткость, деликатность, внимание к окружающим были характерными чертами облика замечательного композитора. Это отмечают все знавшие его.

Творчество Г.А. Корепанова - одно из ярких явлений всей финно-угорской профессиональной музыкальной культуры. Его непреходящая художественная ценность проверена временем. Музыка композитора отличается редкой мелодической красотой, ее основополагающая черта - глубокий проникновенный лиризм. Музыкальный язык Г. Корепанова органично впитал особенности удмуртского фольклора. Не случайно многие мелодии, созданные им, воспринимаются как народные. Герман Афанасьевич всегда отличался глубоко принципиальным подходом к вопросам развития удмуртской культуры. Будущее музыки Удмуртии он видел в синтезе неповторимости национального колорита с творческим осмыслением достижений русской и мировой классики, в освоении всего богатства музыкальных жанров.

Композитор создал немало произведений для детей. Ему принадлежат первые в истории удмуртской музыки детские фортепианные пьесы, он автор песен и хоров, предназначенных дошкольникам и юношеству.

В 1985 году закончился жизненный путь замечательного композитора. Но его музыка - навсегда в золотом фонде музыкальной культуры Удмуртии.

Его богатое творческое наследие долго еще будут изучать и открывать все новые и новые грани таланта. То, что создал композитор,- все современно, все народно; все фундаментально!

Перечень источников:

                       Библиография:  I

«Портмаськись туш» = Волшебная борода, Пьеса В.Садовникова (1948)
«Тулкымъяське лыз зарезь» = Волнуется синее море, Пьеса В.Садовникова И. М. Тронина (1950)
«Вордскем лудъёс» = Родные поля: Кантата. - 1951.
«Вормон сюрес» = Дорога Победы, Пьеса Л.Перевощикова (1951)
«Асьмелэн егит дырмы» = Наша молодость: Кантата. – 1952.
Концерт: Для скрипки с оркестром – 1953.
Весенняя сюита: Для фортепьяно – 1953.
«Меч яр дурын» = На крутом берегу, Пьеса В.Садовникова (1954)
Анданте: Для скрипки с оркестром – 1955.
«Октябрьлэн шундыез» = Солнце Октября: Кантата. – 1957.
«Дано егит дыр» = Славная молодость: Кантата. – 1958.
Увертюра - 1958.
«Кионлэн аслаз сюресэз» = У волка своя тропа, Пьеса С.Широбокова (1960)
«Тулыс зор» = Весенний дождь, Пьеса Е.Загребина (1961)
«Наталь» Либретто А.Симонова по повести Ф. Кедрова «Катя»: Опера. - 1961.
«Интервенция», Пьеса Л.Славина (1963)
Симфония № 1 - 1964.
Соната: Для фортепьяно. – 1968.
Балетная cюита – 1972.
«Мятеж» (В соавторстве С. А. Корепановым) Либретто Л.Корепановой, стихи О.Поскребышева.: Опера. - 1980.
«Здравица»: Кантата. - 1980.
«Осенняя песня»: Хоры.
«Слава тебе, солдат!»: Хоры.
Маленькая соната: Для фортепьяно – 1981.
Симфония № 2 - 1983.
Два скерцо: Для фортепьяно.
Юмореска: Для фортепьяно.
Майский день: Для фортепьяно.
Полька: Для фортепьяно.
Сюита в 5 частях: Для скрипки и фортепиано.
Танец: Для скрипки и фортепиано.
Скерцо: Для скрипки и фортепиано.
Ария: Для валторны и фортепиано.
Скерцо: Для флейты и фортепиано.
Мелодия: Для кларнета и фортепиано.
Ручеёк: Для ксилофона и фортепиано.
«На холмах Грузии»: Романс, Сл. А. С. Пушкина,
«Лысву» = Роса: Романс, Сл. М. Покчи-Петрова,
«Мынэсьтым эшъёсы юало» = Если спросят подружки: Романс, Сл. В.Садовникова,
«Жыт садын» = В вечернем саду: Романс, Сл. Г.Сабитова,
«Апрель»: Романс, Сл. В.Семакина и др.
«Мон тодам ваисько» = Я вспоминаю тебя, Сл. Ашальчи Оки
«Зарни нянь» = Золотой хлеб, Сл. А. Лужанина
«Паймод, эке» = Удивишься, брат; Сл. Г.Сабитова
«Удмуртия», Сл. И. Токарева
«Зарни сизьыл» = Золотая осень, Сл.С.Широбокова
«Ой быгаты вунэтыны» = Не смог забыть, Сл.С.Широбокова
«Мы - железный народ», Сл. О.Поскребышева
«Мамаша Кураж и её дети», Пьеса Б.Брехта (1966), и др.

II

Золотой век удмуртской музыки. Антология. / Of Udmurt composers music. Anthology. CD. - Ижевск, 2007.
Творческий путь удмуртского композитора Германа Корепанова в контексте региональной культуры Удмуртии XXI века. (в соавт.) - Ижевск, 2008. - 138 с.


   ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

   УКАЗАТЕЛЬ РАЗДЕЛОВ

Программное обеспечение сайта, дизайн, оригинальные тексты, идея принадлежат авторам и владельцам сайта www.alibudm.ru
Информация о изданиях, фотографии обложек, описание и авторские рецензии принадлежат их авторам, издателям и рецензентам.
Copyright © 2007 - 2014      Проект:   Книги Удмуртии - почтой



Рейтинг@Mail.ru www.izhevskinfo.ru