Translation
        Писатели. поэты. просветители удмуртии

     Писатели. поэты. просветители удмуртии



    Последнее добавление: 03.06.2014     Всего: 262  
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27
  Малых (Широбокова) Лия Яковлевна (1960)
Малых (Широбокова) Лия Яковлевна (1960)
Детский писатель, журналист Лия Яковлевна Малых (Широбокова) родилась 14 марта 1960 г. в д. Камышево (Малый Казес) Шарканского района в семье учителя начальных классов и колхозницы. В 1975 г. закончила восьмилетнюю школу, в 1977 г. - Быгинскую среднюю школу и в том же году поступила на удмуртское отделение филологического факультета Удмуртского госуниверситета. В годы учебы посещала литературное объединение при газете «Советской Удмуртия».

По окончании университета в 1982 г. была принята в эту же газету корректором. В 1990 г. переведена на должность корреспондента в отдел культуры, а затем в отдел социальных проблем. С 1997 г. - редактор отдела социальных проблем. Несколько лет отвечала за выпуск еженедельной полосы «Удмурт арня ж:ытазе», «Берекет», затем страницы для женщин и семьи «Наталь», молодёжной страницы «Шунды».

Работая корреспондентом, писала газетные материалы, рассказы, юморески, сказки. Первые литературные произведения печатались в журналах «Инвожо», «Кенеш», «Кизили», в газетах «Дась лу!», «Советской Удмуртия», а также в коллективном сборнике молодых авторов «Инз:арекъян» (1991). В 1997 г. в издательстве «Удмуртия» вышел сборник детских сказок Л. Малых «Эктйсь кизили» («Танцующая звёздочка»). Там же напечатана первая часть повести-сказки про домовёнков «Боко но Моко». Продолжение сказки напечатано в журнале «Кенеш» за 1998 г. Основная тема юморесок, рассказов, сказок Л.Я. Малых - воспитание высокой духовности человека.

В 1994 г. Л. Малых принята в Союз журналистов. В 1998 г. ей присвоено звание «Заслуженный журналист Удмуртской Республики». За освещение проблем инвалидов награждена Почётной грамотой Центрального правления Всероссийского общества инвалидов (1998). За активное участие в удмуртской молодёжной общественной организации «Шунды» и освещение молодёжных проблем, за выпуск в газете «Удмурт дунне» молодёжной страницы «Дарт» («Шунды») - Почётной грамотой Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодёжи (1998) и Благодарственным письмом Департамента по молодёжной политике Министерства образования Российской Федерации (2001).

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Вите со анайзэ: Верос // Сов. Удмуртия. - 1982. - 6 февр.
Кечсинъёс: Легенда // Сов. Удмуртия. - 1983. - 19 март.
Кытын тон, шуд кизили: Верос // Сов. Удмуртия. - 1984. - 12 дек.
Эктйсь кизили но пичи ныл: Выжыкыл // Дась лу! - 1985. - 6 апр.
Эмъюм: Юмореска // Сов. Удмуртия. - 1985. - 20 окт.
Пелляськись: Юмореска // Сов. Удмуртия. - 1987. - 27 сент.
Секыт шудон: Верос // Сов. Удмуртия. - 1988. - 26 авг.
Чибори сяська но Огаш: Выжыкыл // Кенеш. - 1988. - № 3. - С. 20-24.
Кунояськизы: Юмореска // Сов. Удмуртия. - 1989. - 12 сент.
Иви но нюлэсмурт: Выжыкыл // Кизили. - 1990. - № 4. - С. 8.
Кузьтуш: Юмореска // Сов. Удмуртия. - 1990. - 5 авг.
Инз:арекъян. - Ижевск, 1991. - С. 131-153.
Куспетй во:т: Юмореска // Сов. Удмуртия. - 1992. - 8 дек.
Вождэ эн вайы, во:татэм вотэ: Верос // Сов. Удмуртия. - 1992.- 23 сент.
Шудберган: Верос // Сов. Удмуртия. - 1993. - 14 июль.
Чабей тысь: Выжыкыл // Кизили. - 1995. - № 1. - С. 11-12.
Чагыр тыметысь зарни чорыг: Верос // Инвожо. - 1995. - № 3.- С. 12-15.
Кин чебергес: Выжыкыл // Кизили. - 1995. - № 8 - С. 8-9.
Жагон эксэйлэн сьо:лтамез: Выжыкыл // Кенеш. - 1995. - № 7.- С. 44-46.
Кин валалоз Олиез. Анай-атай // Удмурт дунне. - 1995. - 30 дек.
Инвожолэн сяськаосыз: Выжыкыл // Кизили. - 1996. - № 1.- С.8.
Йыртйян: Юмореска // Кенеш. - 1996. - № 3. - С. 61-62.
Ушъяськись Курмача: Выжыкыл // Удмурт дунне. - 1996. - 16 май.
Эктйсь кизили: Нылпиослы выжыкылъёс. - Ижевск, 1997. - 42 с.
Шаян атас: Выжыкыл // Кизили. - 1997. - № 1. - С. 12.
Боко но Моко: Выжыкыл-повесть // Кенеш. - 1997. - № 1/3; 1998. - № 4/8; 2003. - № 9/12.
Ваментул: Сценка // Удмурт дунне. - 1997. - 19 июль.
Васька коч:ыш но Чульым шыр: Выжыкыл // Лопшо Педунь. - 1999. - № 1. - С. 6.
Юсь, Кисло-кусло но Чипей: Туала выжыкыл // Удмурт дунне. - 2000. - 24 март.
Кузё: Бадз:ымъёслы выжыкыл // Удмурт дунне. - 2000. - 3 нояб.

II

Шибанов В.Л. По:ртэмгес сюрес бырйид-а тон? // Инз:арекъян: Егитъёслэн кылбуръёссы, веросъёссы. - Ижевск, 1991. - С. 5-8.
Шкляев А.Г. Пельтэ ыр то:л // Кенеш. - 1993. - № 3. - С. 53-55.
Петрова С. Выжыкыл дунне чылкыт // Инвис (Шаркан). - 1998. - 29 май.
Зайцева Т.И. Удмуртская проза «новой волны» // Удмуртская литература ХХ века. Направления и тенденции развития: Учеб. пособие. - Ижевск, 1999. - С. 248-257.
Зайцева Т. И. Туала нылпи проза сярысь ко:ня ке малпанъёс // Кенеш. - 2000. - № 8. - С. 58-61.
Зайцева Т.И. Современная удмуртская детская проза // Финно-угристика на пороге III тысячелетия. - Саранск, 2000. - С.395-397.
Христолюбова Л.С. Удмуртские женщины. ХХ век. - Ижевск, 2002. - С. 310.
Писатели и литературоведы Удмуртии: Биобиблиографический справочник / Сост. А.Н. Уваров.- Ижевск, 2006.- Изд. 2-е. расшир. и доп.- С.161 - 162.

  Малышев Николай Евгеньевич (1949)
Малышев Николай Евгеньевич (1949)
Русский поэт, эссеист Николай Евгеньевич Малышев (литературный псевдоним Н. Сомов) родился 4 декабря 1949 г. в г. Ижевске. После окончания средней школы работал на промышленных предприятиях, служил в армии. Закончил факультет журналистики Казанского государственного университета. Работал в городских и республиканских СМИ (прошёл путь от корреспондента до главного редактора), в книжных издательствах, журналах. Член Союза журналистов России с 1976 г.

Первая подборка стихов была опубликована в 1991 г. в журнале «Премьера», в 1995 г. - в журнале «Доктор». С 1996 г. постоянно печатается в журнале «Луч». Лауреат премии журнала «Луч» 1999г. (к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина).

С 2002 г. - главный редактор литературного журнала «Луч».

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Скупой рыцарь; Любовь-злодейка, жизнь-копейка: Рассказы // Луч. - 1996. - № 11/12. - С. 47-49.
В провинции; На смерть лично Леонида Ильича, генсека и гражданина; Стихи диссидента; Кто is who?; Былое и думы; Чечевичный наш менталитет; Скажем, у подножья Фудзиямы; Чужих здесь нет; Свобода плюс, свобода минус: Стихи // Луч. - 1999. - № 5/6. - С. 24-25.
Под звуки банджо и флейты, может быть ... : Стихи // Луч. - 2000. - № 7/8. - С. 44-45.
Мои пожитки; Вот так уж в этом бренном мире; Отдушина; A1ter ego; Стихи о том, что было у меня на душе, когда поздней ночью, сидя в кресле при свете настольной лампы, читал величайших поэтов Китая; Далеко за полночь; Отходная; Наука и жизнь; Сошествие с пантеона; На мансардах: Стихи // Луч. - 2001. - № 3/4. - С. 35-37.
И, несмотря на драмы, мы живём: Стихи // Луч. - 2002. - № 1/2. - С. 14-15.
Лыко не в строку: Бабушке Настасье Петровне; Шахматная партия; Неудавшийся сюжет; Ещё не осень; Пьеса // Луч. - 2003. - № 3/4. - С. 47-48.
Перед открытой дверью (о IV Форуме молодых писателей России). // Луч. № 1 - 2 (141 - 142) 2005. - С.27-28.
Листья тополя падают с ясеня. // Луч. № 5 - 6 (145 - 146) 2005. - С.80-81.
Какой-то странный Пригов...ор. // Луч. № 9 - 10 (161 - 162) 2006. - С.80.
"Счастье? Да бог его знает..." // Луч. № 7 - 8 (159 - 160) 2006. - С.55-56.
В кругу времен. Стихи. - Ижевск. 2010. - 80 с.

II

Коновал А. Луч под номером 9-10 // День. - 2004. - 22 янв. - С. 17.
Писатели и литературоведы Удмуртии: Биобиблиографический справочник / Сост. А.Н. Уваров.- Ижевск, 2006.- Изд. 2-е. расшир. и доп.- С. 162.

  Марданова Лариса Николаевна (1976)
Марданова Лариса Николаевна (1976)
Молодой удмуртский писатель и литературовед, переводчик и редактор Лариса Николаевна Марданова родилась 18 января 1976 г. в д. Верхнее Асаново Алнашского района Удмуртской АССР. Училась в Алнашской средней школе. Окончила факультет удмуртской филологии в Удмуртском госуниверситете (1997). Работала руководителем кружка юнкоров в Алнашском доме детского творчества, методистом на кафедре русской филологии в УдГУ, секретарём-машинисткой в правлении Союза писателей УР. В 2003-2005 гг. обучалась на Высших литературных курсах при Лит. институте им. М. Горького в Москве.

Перу Л. Мардановой принадлежат короткие рассказы, детские сказки, стихотворения. Для раскрытия внутреннего мира своих героев она использует повторяющуюся деталь, ассоциативность, игру слов, интертекстуальные вкрапления в сюжетной канве произведения, символику природных описаний и вещного мира, «поток сознания», короткий диалог и др. Лирике Л. Мардановой свойственно разнообразие ритмо-мелодического рисунка. В её творчестве обнаруживается причудливое взаимодействие реалистического и модернистского начал. В сочинениях Л. Мардановой присутствуют исконно этнокультурные элементы, отражающие мировидение её героев - представителей удмуртской национальности, что рельефно проявляется в их поступках, мышлении, образе жизни, социокультурном окружении. Чаще всего герой рассказов Л. Мардановой - один из многих, человек «толпы», типичный представитель своего социума.

В литературоведческих исследованиях Л. Марданову привлекает проблема влияния русской и западноевропейской классики на удмуртскую литературу. Она занималась мотивным анализом сказочной прозы удмуртов, собирала материалы о национальных писателях республики (удмуртах, русских, евреях, татарах, азербайджанцах) для указателя «Писатели и литературоведы Удмуртии» (2006).

Член Союза писателей РФ с апреля 2005 г.

Сейчас живет и работает в г. Москва.

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Мон - атас!: Сказка // З:ечбур, «Дась лу!». - Ижевск, 1990. - С. 66-67.
Улон: Эссе // Инвожо.- 1991. - № 4.-С. 14.
Выж: Новелла // Инвожо. - 1995. - № 3. - С. 35-37.
Йырберган: Новелла // Инвожо. - 2003. - № 3. - С. 51-53.
Дун. Кулэтэм кузьым: Новеллы // Кенеш. - 2004. - № 1. - С.37-43.
Мост. Голуби. Ненужный подарок // В литературном кругу: Альманах поэзии и прозы слушателей Высших лит. курсов (2003-2005). - М.: ЭкоПресс, 2004. - С. 114-125.
Apган // Инвожо. - 2004. - № 7/8. - С. 53-55.
Кылбуръёс // Кенеш. - 2004. - № 10. - С. 65-66.
Вордйськон // Алнаш куаpa. - 2004. - 3 сент.
Кузялпот сяськаяку: Кылбуръёс. - М.: ЭкоПресс, 2005. - 64 с.
Куалаысь ч:ын // Кенеш. - 2005. - № 4. - С. 79-85.
Дым из куалы. Игра в бабочек // Вселенная любви и красоты. - М.: ЭкоПресс, 2005. - С. 61-71.
Diаgnоs // Ariel-Tidskrift fr litteгatur. - 2006. - № 3-4. - S. 73-76.- Hа швед. яз.
Стихи // Альманах удмуртского ПЕН-клуба: Поэзия. Критика. Проза. Искусство. / Инвожо № 5-6, 2007, Ижевск. - С.116-117.
Игра в бабочек. // Альманах удмуртского ПЕН-клуба: Современная поэзия. Литература. Критика. Журналистика. Искусство. / Инвожо № 5-6, 2008, Ижевск - С.185-186.
Ждат. // Альманах удмуртского ПЕН-клуба: Поэзия. Критика. Проза. Искусство. / Инвожо № 5-6, 2009, Ижевск. - С.145-147.

***
Женские образы в удмуртских мифах // Современные социально-политич. технологии: Материалы V Всерос. науч.-практ. конф. - Ижевск, 1999. - С. 266-267.
К проблеме анализа подтекста в художественном произведении: По рассказам Ф. Кафки и Г. Красильникова // Там же. - С. 258-263. - В соавт.
Мотив ожидания в рассказах В. Шукшина и Г. Красильникова // IV Российская университетско-академич. научно-практич. конф. - Ижевск, 1999. - С. 153-155.
Современное бытование удмуртских сказок // Финно-угорская фольклористика на пороге нового тысячелетия: Материалы конф. - Ижевск, 2001. - С. 80-84.
Удмуртская сказка в современном фольклорном репертуаре // Текст-2000: Теория и практика: Междисциплинар. подходы. - Ижевск, 2001. - ч. 1. - С. 23-30.
Чуръёс вискысь лыдз:ыса // Инвожо. - 2002. - № 4. - С. 25-28. - В соавт.
Отечественные исследователи ХIХ в. об удмуртской сказке // Первой удмуртской грамматике 225 лет: Сб. ст. - Ижевск, 2002. - С. 202-206.
Сновидческие сюжеты в рассказах Ф. Кафки, Ю. Бондарева и Г. Красильникова // Вордскем кыл. - 2004. - № 1. - С. 91-95; № 2. - С. 81-87. - В соавт.
Мотивный анализ произведений на уроках литературы // Язык и общество: Материалы респ. науч.-практ. конф. - Ижевск, 2004. - Вып. 1. - С. 61-62.
«Рваные сны» Г. Красильникова и «Мгновения» Ю. Бондарева в контексте западноевропейских литературных традиций начала ХХ века // III Савинские чтения. - Сыктывкар, 2005. - С. 167-177.- В соавт.

II

Лекомцева Н.В. Бодлеровские мотивы в сборнике стихотворений Л. Мардановой «Когда цветёт полынь» // Коми-пермяки и финно-угорский мир. - Кудымкар, 2005. - С. 274-277.
Сурчакова Л. Эрико малпаськись кылбурчи // Алнаш куара. - 2005. - 28 янв.
Сараматова Е. Тй монэ о:д адз:е на – мон ай вордскымтэ… : [Интервью] // Удмурт дунне. - 2005. - 16 сент.
Писатели и литературоведы Удмуртии: Биобиблиографический справочник / Сост. А.Н. Уваров.- Ижевск, 2006.- Изд. 2-е. расшир. и доп.- С.81-82.

  Матвеев Сергей Васильевич (1964)
Матвеев Сергей Васильевич (1964)
Матвеев Сергей Васильевич - удмуртский поэт, прозаик, критик. Родился 7 августа 1964 года в д. Квашур Вавожского района Удмуртии в семье колхозников (отец – тракторист, мать – доярка). После окончания средней школы учился с 1981 по 1986 гг. на филологическом факультете Удмуртского университета. Службу в рядах Советской Армии (1986-1988) совмещал с работой корреспондента в газете «Дась лу!» - «З:ечбур!» (1986-1993). В 1993 г. - сотрудник молодёжного журнала «Инвожо». С 1993 г. - редактор художественной и детской литературы книжного издательства «Удмуртия». С 1996 г. член Союза писателей РФ. Лауреат премии им. Флора Васильева (1996). Заслуженный работник культуры УР (2004).

Склонность к поэтическому творчеству проявил рано. Первое стихотворение «Эшъяськон» («Дружба») опубликовано в 1980 г. в газете «Дась лу!». Печатался в республиканских периодических изданиях: журналах «Кенеш», «Инвожо», «Кизили», «Луч»; газетах «Советской Удмуртия», «Удмурт дунне», «Дась луl», в некоторых районных газетах. На счету автора 6 книг: сборники стихов «Мылкыд» («Настроение», 1991), «Лул» («Душа», 1994), «Чурыт пус» («Твердый знак», 1999); сборник прозы (роман, повесть, рассказы) «Шузи» («Дурачок», 1995), роман-видение «Чорыглэсь лушкам кылбуранъёс» («От имени Рыбы», 2005), которые вызвали большой интерес, а также сборник стихов в переводе В. Емельянова на русский язык «Фиолет», 2002.

Лирический герой поэзии С. Матвеева - «наивный романтик и хладнокровный эгоист, крестьянский сын и упоенный городской свободой человек творчества, ценитель нравственных устоев деревенского быта и развращенный цивилизацией молодой человек» (B.Г. Пантелеева). Общее умонастроение, сложный, противоречивый облик лирического героя обусловлены сменой эпох, борьбой новых противоречий, повышенным вниманием к отдельной личности, утверждением индивидуалистического начала. Об этом свидетельствуют и пантеистическое мировоззрение лирического героя («инкуазь – мон» - «природа - я»), и богоборческие мотивы в его повествовании («мон Инмар ачимлы ... » - «я сам себе Бог ... »), и углубление героя в собственное «Я». Все это роднит поэзию С. Матвеева с литературным течением этнофутуризма как сплава духовных традиций народа и индивидуально-творческого выражения мироощущения современной личности - представителя своего этноса. В стихах Матвеева проступают мотивы русской поэзии Серебряного века, некоторых поэтов эпохи французского Возрождения. В то же время в них сильна струя чисто удмуртской образности, национального колорита, и в этом сплаве - новизна и самобытность творчества поэта.

С. Матвеев много занимается переводами на удмуртский язык русских и зарубежных поэтов.. К примеру, в антологию венгерской поэзии «Дунай тулкымъёс - Кам ярдурын» («Дунайcкие волны на берегах Камы») вошли объёмные переводы произведений венгерских поэтов Миклоша Радноти, Эндре Ади и других авторов. Имеются переводы на удмуртский язык лирики А.С. Пушкина, С.А. Есенина, Н.А. Некрасова и т.д.

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Мылкыд: Кылбуръёс. - Ижевск, 1991. - 120с.
Лул: Кылбуръёс. - Ижевск, 1994. - 128 с.
Шузи: Pоман-зулён, повесть, веросъёс. - Ижевск, 1995. - 288 С.
Чурыт пус: Кылбуръёс. - Ижевск, 1999. -160c.
Фиолет: Стихи / Пер. с удм. В. Емельянова. - Ижевск, 2002. - 128 С.
Чорыглэсь лушкам кылбуранъёс: Poман-уйбыртон. - Ижевск. 2005. - 224 с.
Стихи // Альманах удмуртского ПЕН-клуба: Современная поэзия. Литература. Критика. Журналистика. Искусство. / Инвожо № 9, 2005, Ижевск. - С. 44 - 45.
Стихи // Альманах удмуртского ПЕН-клуба: Поэзия. Критика. Проза. Искусство. / Инвожо № 5-6, 2007, Ижевск. - С.72-76.
Стихи // Альманах удмуртского ПЕН-клуба: Современная поэзия. Литература. Критика. Журналистика. Искусство. / Инвожо № 5-6, 2008, Ижевск - С.142-144.

II

Федотов М. Кылбуръёслы азькыл // Дусь лу! - 1990. - 23 февр.
Перевозчиков А. Азьланьын уз лу погыртыны: С. Матвеевлэн «Мылкыд» сборникез сярысь // Вордскем кыл. - 1993. - № 4.- С. 81-82.
Айтуганова Л. Лул пиштылонъёс: С. Матвеевлэн «Лул» кылбур книгаез сярысь // Инвожо. - 1994. - № 4. - С. 46-49.
Шибанов В. Вождэ эн вай тйям о:сэлы… // Инвожо. - 1996. - № 1.-C.9-11.
Сергеева Л. Мотив одиночества в твopчecтвe И. Бунина и С. Матвееева: Диплом. работа / УдГУ. - Ижевск, 1996 - 49 с. - Рукоп.
Лаптев А. Уллёе кыстйсько по:рмостэмъёс гинэ // Кенеш. - 1996. - № 11. - С. 90-92.
Панфилова Е. Оппозиция «города» и «деревни» в поэзии С. Mатвеева (по сборникам «Лул» и «Мылкыд») // История и культура финно-угорских народов: Материалы международ. студен. конф. - Глазов, 1998. - Ч. 2. - С. 77-80.
Пантелеева В., Осипова Л. «Мон инмар ачимлы ... »: С. Mатвeeвлэн кылбуръёсыз сярысь // Кенеш. - 1998. - № 12. - С 53-57.
Шибанов В., Кондратьева Н. Йырчукинлык, яке Постмодернизм, этнофутуризм но туала удмурт литература // Кенеш. - 1999.- № 1.-C.54-59.
Shibanov W. Еthnofuturism in Udmurtiai // Snow, Foгest, Silence. The Finish tradition of semiotics / Edited bу Еего Tarasti. - Вlооmingtоn (USA): Indiаna Universitу Ргess, 1999.-Р. 154-159.
Пантелеева В.Г., Осипова Л. Е. «Улон коркам кызь куать сэрег»: С. Матвеевлэн кылбуръёсыз сярысь // Движение эпохи - движение литературы: Удм. лит. ХХ века, - Ижевск, 2002. - С. 223-236.
Шибанов В. Зигзаги современности, или Ростки этнофутуризма в удмуртской литературе // Лит. Россия. - 2002. - 13 сент.
Зверева Т.Р. Реминисценции литературных мифов в творчестве С. Матвеева // Инвожо. - 2004. - № 9. - С. 61-63.
Писатели и литературоведы Удмуртии: Биобиблиографический справочник / Сост. А.Н. Уваров.- Ижевск, 2006.- Изд. 2-е. расшир. и доп.- С.82.

  Медведев Григорий Сергеевич (1904-1938)
Медведев Григорий Сергеевич (1904-1938)
Медведев Григорий Сергеевич – выдающийся удмуртский писатель-прозаик. Родился 5 (18) марта 1904 г. в селе Лызя (д. Малые Лызи) Казанской губернии, ныне Балтасинского района Татарстана в многодетной крестьянской семье. После окончания начальной школы учился в 1919 г. на курсах по подготовке учителей, в 1925г. окончил Можгинский педагогический техникум, учительствовал в Большекибьинской сельской школе, был директором ШКМ в селе Шаркан (1923 – 1929), с 1929 г. связал свою судьбу с газетой «Гудыри», где был литературным сотрудником и заведующим отделами сельского хозяйства, литературы и искусства. Был членом правления Союза писателей УАССР, участником Первого Всесоюзного съезда писателей СССР в 1934г. В мае 1937 г. был репрессирован как участник контрреволюционной группы за связи с «гердовцами» и сослан в пос. Берелёх Магаданско области, где трагически погиб через год - 17 ноября 1938 г. Реабилитирован посмертно в 1956 г.

Г.Медведев начал писать в годы учёбы в педтехникуме. Первый рассказ «Берпум вуз» («Последний товар») Г. Медведева опубликован в 1925 г., на страницах газеты «Гудыри». Во второй половине 30-х гг. ХХ в. им создано около 30 рассказов, в которых отобразил события в удмуртской деревне, разлады в семье крестьян в период коллективизации, передал глубокие раздумья героев над судьбами российского крестьянства. Рассказы «Лёва Матрон», «Лулпыжет», «Сюрес» и другие раскрывают внутренний мир героев в конфликтной cитуации. В рассказе «Виль дунне» («Новый мир», 1929) Г. Медведев обратился к распространённому в литературе приёму фантазирования изображению пробуждения героя после летаргического сна через 200 лет. В 2128 г. гepoй встречается с yдивительным развитием науки и тexники: авиация и пapoвозы, работающие без керосина и угля, использующие энергию воздуха; возникла новая государственная общность - Союз Социалистической Европы и Востока. Лучшие из них вошли в его сборник, «Ез юбо кырз:а» («Телеграфные столбы поют»), вышедший в 1930 г.

В начале 30-х гг. Г. Медведев создает остропроблемные очерки о только что появившихся колхозах. Они были изданы в 1932 г. под названием «Етин штурм» («Штурм льна»). Г. Медведев активно вмешивается в peшeние проблем, возникших в только что созданных колхозах: выступает активно против бригадной сиcтeмы оплаты труда и ратует за сдельную оплату каждому труженику, а также поднимает другие актуальные вопросы жизни удмуртского села в переломный период его жизни.

Широко известен его роман-трилогия «Ло:зя бесмен» («Лозинское поле»), первая книга которого «Выль оре» («В новое русло») вышла в 1932 г., вторая – «Кыйкар бамын» («На склоне Кыйкара»)-в 1934, третья – «Бадз:ым нунал» («Большой день») была завершена в 1936 г., но увидела свет только в 1959 г. после реабилитации писателя. Трилогия выделяется среди других произведений удмуртской литературы 30-х гг. глубоким вниманием к психологии персонажей, разнообразными приемами раскрытия внутреннего мира. Роман «Лозинское поле» эпичен. В нем достоверно и глубоко изображена жизнь удмуртского крестьянства в переломный период. Здесь впервые в удмуртской литературе широко использованы приемы внутреннего монолога, несобственно-прямой речи. Все гepои трилогии представлены реалистично, глубоко индивидуально. Бутаров является проводником политики партии в деревне, но среди героев книги много тех, кто с большим недоверием относится к коллективизации. Один из них - Нунок Николай - на предложение записаться в колхоз отвечает: «Как вместе работать? Это ведь не шутки шутить. А на своем поле - живот заноет, я на кpaй полосы лягу и дым табачный пускаю. Никто надо мной не командует: хочу работаю, хочу - нет». Так словами героя автор передал мысли крестьянина-труженика, свободного от приказов и наставлений. Другой герой Сенька - с болью в душе смотрит на валяющиеся колеса, сбрую, вёдра, ибо они стали не своими, а колхозными, то есть бесхозными. Подобных описаний в тpилогии не мало - автор между (:трок сумел передать свою боль за всё творимое на земле людьми, далёкими от забот и интересов подлинных тружеников. Роман «Лозинское поле» стал самым живым и быстрым откликом писателя на требование времени – отобразить происходящие события своевременно и глубоко обобщённо. К тому же, эта трилогия - первое произведениe в удмуртской литературе, где так полно и выразительно раскрыт внутренний мир героев, во всём многообразии чувств, переживаний, стремлений, что отметили многие критики как в республике, так и за её пределами.

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Ез юбо кырз:а: Веросъёс.- Ижкар, 1930.- 68 с.
Етйн штурм: Очеркъёс.- Ижкар, 1932.- 56 с.
Ло:зя бесмен: Роман.- I люкет.- Ижкар, 1932.- 237 с.
Кыйкар бамын: Роман.- II люкет.- Ижевск, 1934.- 304 с.
Ло:зя бесмен: Выль о:ре.- I люкет, II изд.- Ижевск, 1934.
Семья: Верос.-Ижевск, 1936.- 28с
Ло:зя бесмен: Роман.- I люкет.- Ижевск, 1958.- 235 с.
Кыйкар бамын: Роман.- II люкет.- Ижевск, 1958.- 245 с.
Бадз:ым нунал: Роман.- III люкет.- Ижевск, 1959.- 267 с.
Выль дунне: Веросъёс но очеркъёс,- Ижевск, 1961.- 156с.
Большой день: Роман.- Ижевск, 1970.- 184 с.
Лозинское поле: Роман.- Ижевск, 1973.- 608 с.
Лозинское поле: Роман.- М.: Сов. Россия, 1979.- 556 с.
Ло:зя бесмен: Трилогия.- Ижевск, 1984.- 704 с.
Лозинское поле: Трилогия.- Ижевск, 1984.- 560 с.
Сютэм ар [1921]: Верос // Кенеш. - 1994. - № 3. - С. 45-47.
Лозинское поле: Трилогия.- Ижевск, 2006.- 709 с.

II

Пономарёв Ф. Ж:утскон сюрес вылын//Молот.- 1935.- № 3.- С. 65-80.
Кралина Н. Из удмуртской прозы 30-х годов // Молот.- 1956.-№ 10.-С. 58-63.
Поздеев П. Особенности языка и стиля романов Григория Медведева//Зап. УдНИИ.-1959.-Вып. 19 - С. 60-92.
Ермаков Ф. «Лозя бесмен» трилогнын адями мылкыдэз возьматон амалъёс//Молот.- 1963.- № 3.-С. 34-38.
Ермаков Ф. Г. Медведевлэн творчествоез.- Ижевск, 1963.- 122 с.
Удмурт литература.- Ижевск, 1966.- С. 127-149.
Ермаков Ф. Г. С. Медведевлэн улэмез но творчествоез.- Ижевск, 1967.- 28 с.
КЛЭ.- 2 изд. М., 1967.- Т. 4.- С. 723-724.
БСЭ.- 3-е изд. М., 1974.- Т. 15.- С. 555.
Ермаков Ф. Путь удмуртской прозы.- Ижевск, 1975.- С. 14-17; 37-38; 45-53.
Богомолова 3. Песня над Чепцой и Камой.-М., 1976.- С. 81-91
Поздеев П. Чеберлыко творчество - туж секыт уж // Молот.- 1979.- № 4.- С. 40-42.
Украинская советская энциклопедия. – Киев, 1981. Т. 6. С. 353.
Domokos P. Medvedev, Grigorij Szergejevics // Vilagirodalmi lexicon. – Budapest, 1982 (1991). - VIII. - 183 old.
История удмуртской советской литературы. - Устинов, 1987. - Т. 1. – С.145-159.
Украинская литературная энциклопедия. - Kиeв. 1990. - Т. 2.
Ермаков Ф. Г. Медведевлэн «Ло:зя бесмен» романаз ватэм малпанъёсыз // Вордскем кыл. 1992. - № 6. - С 29-34.
Домокош П. История удмуртской литературы. - Ижевск. - 1993. - С 280-286.
Кузнецов Н. Из мрака…. Ижевск, 1994. – С. 156-159.
Арекеева С. Яратон но вожан // Вордскем кыл. - 1997. № 2. – С. 50-57.
Aрекеева С. Г.С. Медведевлэн чеберлыко дуннеез («Ло:зя бесмен» романэзъя): Уч. – метод. Пособие. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-тa. 1997.- 75 с.
Bасильев С.Ф., Шибанов В.Л. Под тенью зэрпала. - Ижевск. 1997. - С. 20-39.
Epмаков Ф. Тодамы ваёмы дано гожъясьмес // Bopдскем кыл. - 1999. - № 7/8. - С. 52.
Арекеева С. Психология семейных отношений в трилогии Г.С. Медведева «Ло:зя бесмен» и М.П. Петрова «З:ардон азьын» // Удмуртская литература ХХ века. Ижевск. 1999. - С. 139-152.
Удмуртская Рсспублика: Энцикл. - Ижевск. 2000. - С. 477.
Apекеева С. Т. Выль синмын: Г. Медведевлэн вордскемез дырыceн – 100 // Кeнeш. 2004. № 3.
Писатели и литературоведы Удмуртии: Биобиблиографический справочник / Сост. А.Н. Уваров.- Ижевск, 2006.- Изд. 2-е. расшир. и доп.- С.82-83.

  Метелёва Фаина Николаевна (1896 - 1989)
Метелёва Фаина Николаевна (1896 - 1989)
Прозаик Фаина Николаевна Метелёва родилась 30 сентября 1896 г. в д. Юр Второй ныне Ярского района Удмуртской Республики в бедной удмуртской семье. Окончила четырёхклассную земскую школу. Октябрьская революция открыла для Ф. Метелёвой путь к знаниям, созидательному труду, к богатой духовной жизни. По окончании в 1921 г. советской партийной школы в г. Вятке она работала заведующей детдомом и волостным женоргом в Вятских Полянах, инструктором женотдела в Малмыже. Затем училась на планово-экономических курсах в Казани и до 1942 г. работала на предприятиях Ижевска, хотя по состоянию здоровья уже с 1937 г. была пенсионеркой.

Ф. Метелёва не является профессиональным писателем. Первая её книга «Пробуждение» родилась из потребности передать людям впечатления очевидца и участника событий в удмуртской деревне предреволюционной поры, эпохи Октябрьской революции и гражданской войны. Повесть автобиографична. Судьба главной героини Кати Грибковой во многом похожа на судьбу Ф. Метелёвой. Автор стремится запечатлеть характерные черты жизни крестьян-удмуртов до революции: постоянное унижение и полное бесправие, беспросветная бедность и стихийный протест против угнетения. В пробуждении народа значительную роль сыграли сельские учителя и ссыльный рабочий-революционер.

Повесть «Страницы жизни» рассказывает о дальнейшей судьбе персонажей первой книги. В поле зрения автора оказываются многие стороны жизни 20-х гг.: работа потребкооперации, возрождение частного предпринимательства в период нэпа, Ликвидация неграмотности, борьба с детской беспризорностью, происки затаившихся врагов, пытавшихся сыграть на религиозных чувствах крестьян и вовлечь их в восстание против Советской власти.

Для детей ею созданы «Сказки», в которых она рассказывает о происхождении некоторых предметов быта.

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Пробуждение: Повесть. - Ижевск, 1955. - 140 с.
Страницы жизни: Повесть / Предисловие Н. Кралиной. - Ижевск, 1962. - 140 с.
Сказки. - Ижевск, 1966.

II

Клабуков А. «Сайкан» // Сов. Удмуртия. - 1955. - 28 дек.
Флейс Е. Правдивая повесть // Удм. правда. - 1963. - 9 март.
Поздеева В. Юрын вордскем писательница // Иднакар (Глазов).-1991.- 8февр.
Данилова Е. Писательница из Юра // Сел. правда (Яр). - 2001. - 2 окт.
Писатели и литературоведы Удмуртии: Биобиблиографический справочник / Сост. А.Н. Уваров.- Ижевск, 2006.- Изд. 2-е. расшир. и доп.- С. 163.

  Миловский Сергей Николаевич (1861 - 1912)
Миловский Сергей Николаевич (1861 - 1912)
Сергей Николаевич Миловский (псевд. Елеонский, Горин, Ив. Павлов, Служитель, Спирит, Старцев, Н. Шиханов и др.) - самый известный в Удмуртии писатель-прозаик на рубеже XIX-XX столетий.

Родился 17 сентября 18б1 г. в семье священника Нижнего Новгорода. После духовного училищ окончил Казанскую духовную академию с учёной степенью кандидата богословия в 1889 г. Работал в Нижегородской губернии преподавателем русского, церковно-славянского и греческого языков в Лысковском духовном училище, помощником смотрителя и преподавателем тех же языков в Арзамаском духовном училище.

С 1894 г. - инспектор Вятского духовного училища. С 1895 г. - смотритель Сарапульского духовного училища. Из сарапульских его воспитанников до учёного вырос языковед-удмурт К.М. Баушев.

Как рассказчик дебютировал в 1895 г. в журнале «Русское богатство» В. Короленко. Псевдоним Елеонский - от названия священной горы Елеон в Греции - выбрал по дружескому совету Владимира Галактионовича. Живя в Сарапуле, установил связь с прогрессивным издательством «Знание», находившимся в Петербурге и руководимым писателем А.М. Горьким. Доброжелательная редакторская работа А.М. Горького помогла малоизвестному и малоопытному молодому автору из провинции не только достичь определённого уровня профессионализма в литературном творчестве, но и энергичнее продвигать свои рукописи в печать. Печатался С. Миловский во множестве изданий: в приложениях к журналу «Нива», в журналах «Образование», «Современный мир», «Вестник Европы». «Новое слово», в газетах «Правда», «Нижегородский листок», «Прикамская жизнь», «Прикамский край» и других. Темы, идеи, образы и языковой материал, как обычно, брал из окружавшей его жизни. Его более всего беспокоили социальное неравенство и прогрессирующее повсеместно моральное и нравственное разложение в стране. А.М. Горький в этом плане особенно похвально отозвался о рассказе «Под опекой», где почти с фотографической точностью показаны жульнические проделки сарапульских купцов - Бодалёва, Курбатова и Дедюхина. Не оставил без внимания писатель и тематику, связанную с жизнью коренных жителей местного края. Один из его рассказов именно так и назван - «Инмарская сосна». Рассказ был напечатан в 1910 г. в газете «Нижегородский лситок».

Как и Г. Верещагин, С. Миловский принимал участие в создании в Сарапуле краеведческого музея и научного общества при нем.

Умер трагически в Сарапуле 11 августа 1912 г.

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Приложения к журналу «Hива»:
Андрей Пареный. - 1901. - 6-я кн.
Тронутые. - 1902. - 12-я кн.
Подвохи. - 1903. - 3, 4, 5-я кн.
Посылка. - 1904. - 2-я кн.
Яблоки. - 1904. – 10, 11. 12-11 кн.
Старенькая церковь. - 1905. - 4-я кн.
Якорь. - 1907. - 4-11 кн.
Пьяноборцы. - 1911. - 9-я кн.
Мебель. - 1911. - 11-я кв.
Другие издания:
Сб. рассказов С.Н. Елеонского. - Изд. т-ва «Знание». - 1904.
Сб. рассказов С.Н. Елеонского. – Изд. Т-ва «Обществ. Польза». – 1911.

II

Cеpгей Hиколаевич Mиловский: [Hекpолог] // Изв. Сарапул. зем. музея. – Сарапул, 1912. - Bып. 2. - С 43-44.
Горький A.М. Coбp. соч. - М. 1955. - Т.30. - С 430.
Шумилов Е. Сергей Миловский // Писатели Удмуртии. Ижевск, 1989. – С. 280-281.
Безымяннов В. Перо и крест // Изв. Удм. Респ. - 2001. - 14 сент.
Писатели и литературоведы Удмуртии: Биобиблиографический справочник / Сост. А.Н. Уваров.- Ижевск, 2006.- Изд. 2-е. расшир. и доп.- С.83-84.

  Миннекузин Рафит Миннекузин (1966)
Миннекузин Рафит Миннекузин (1966)
Удмуртский поэт Рафит Казетдинович Миннекузин (литературный псевдоним Рафит Мин) родился 1 июня 1966 г. в д. Байшады Бураевского района Башкирской АССР в семье колхозников. Закончил Можгинское педагогическое училище в 1985 г. В 1985-1987 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1987 г. поступил (заочно) на филологический факультет Удмуртского госуниверситета. С 1987 г. работает учителем в основной общеобразовательной школе д. Байшады Бураевского района Республики Башкортостан.

Печататься начал в 1980 г. в удмуртских республиканских газетах «Дась лу!» и «Советской Удмуртия»; журналах «Кенеш» и «Инвожо»; в коллективном сборнике «Инз:арекъян». В 1995 г. вышел его первый авторский сборник «Берпуметй пыдйылчи», в котором отразилась ностальгия по мифическим и героическим временам удмуртского этноса, а также предощущение прихода в современный мир человека с новым типом мышления.

В своём творчестве автор обращается к теме прошлого и будущего своего народа. В его поэзии обнаруживаются мотивы одиночества человека в хаосе современной жизни, решаются проблемы Жизни и Смерти, поиска Бога и божественного внутри себя. Делается попытка реконструировать сакральную историю и философские взгляды древних удмуртов и через их мистико-мифологическое мировоззрение переосмыслить современную действительность.

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Вадьсам – то:дьы инбам: Кылбур cузьет // Кенеш. - 1991. - № 12. - С. 3-4.
Ж:ыны нунал: Верос // Инвожо. - 1991. - № 7. – С. 33-36.
Инз:арекъян: Егитъёслэн кылбуръёссы, веросъёссы. - Ижевск. 1991. – С. 86-96.
Эй, отй ышыге тй эн ватеке юнме: Кылбур сузьет // Кенеш. - 1994.- № 10.- C. 7-11.
Берпумeтй пыдйычи: Кылбуръёсын сборник. - Ижевск. 1995. - 64 с.
Шудо малпан толэзь улэ кынме: Кылбур сузьет // Инвожо. - 1997. - № 2. – С. 16-17.
Бертйсь: Кылбур сузьет // Инвожо. - 1998. - № 1. – С. 14-15.
Шудлы вордски мон татчы: Кылбур сузьет // Инвожо. - 2000. - № 9. – С. 55-57.
Таиз - мынам даур: Кылбур сузьет // Кенеш. - 2001. - № 1. - С. 22-25.
Кылбур сузьет // Инвожо. - 2002. - № 8/9. - С 17-18.

II

Чернова Т. Ч:ошен – по:ртэм сюресъёсты: Кылбурчиос Р. Миннекузин но П. Захаров // Дась лу! - 1990. - 6 апрель.
Уваров А.Н. Литературалэн выль тодметъёсыз // Удмурт дунне. - 1996. - 11 июнь.
Уваров А.Н. Новые тенденции в удмуртской литературе // Congressus Octavus Internationalis Fenno-Ugristarum. 10-15.08.1995. -Jyvaskyla (Финляндия), 1996. - Ps. VII. Р. 210-215.
Шибанов В., Гатиятуллина А. «Инмаръёслэн пеньзы вылын» // Кенеш. - 1997. - № 4. – С. 53.
Шибанов В. Неомифологизмысен - этнофутуризмозь // Инвожо. - 2000. - №7/8. – С. 67.
Биянова Е. Туала лирической геройёслэн дуннеоссы // Вордскем кыл. - 2002. - № 4. – С. 97-103.
Шибанов В. Зигзаги современности, или Ростки этнофутуризма в удмуртской литературе // Лит. Россия. - 2002. - 13 сент.
Зверева Т.Р. Интерпретация мифа о сверхчеловеке в поэзии Р. Миннекузина // Инвожо. - 2003. - № 1. - С 20-27.
Писатели и литературоведы Удмуртии: Биобиблиографический справочник / Сост. А.Н. Уваров.- Ижевск, 2006.- Изд. 2-е. расшир. и доп.- С. 163 - 164.

  Миронов Александр Сергеевич (1905 - 1931)
Миронов Александр Сергеевич (1905 - 1931)
Удмуртский прозаик Александр Сергеевич Миронов родился в 1905 г. в д. Во:ёгурт ныне Балезинского района Удмуртской Республики. После окончания средней школы в г. Глазове работал в редакции газеты «Гудыри», затем был призван в ряды Красной Армии. В начале 1930 г. возвратился на работу 13 редакцию. 8 июня 1931 г. погиб из-за несчастного случая во время учений Осоавиахима.

А. Миронов вступил на литературное поприще в середине 20-х гг., опубликовав на страницах газеты «Гудыри» несколько юмористических рассказов и фельетонов. После армии выпустил книгу очерков «Шунды шорын» («Под солнцем») о буднях красноармейской жизни. В 1930 г. в «Кенеше» вышла его повесть «Дас тямыс» («Восемнадцать»), посвящённая коллективизации на Украине.

Значительным событием в его творчестве является повесть «Кыдало» («Закаляются», 1931). Обратившись к заводской теме, писатель показал первые шаги в формировании удмуртских национальных кадров в промышленности. По мотивам повести «Кыдало» им создана пьеса «Андан кужымен» («Стальной силой»).

В 1930 г. в соавторстве с Т. Архиповым Миронов выпустил сборник очерков «Межаос гырисько» («Межи распахиваются»).

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Гудыръян дыръя: Веросъёс. - Ижевск. 1927. - 30 С.
Шунды шорын: Очеркъёс. Ижевск: Удкнига, 1930. - 68 с.
Межаос гырисько: Очеркъёсын сборник. - Ижевск: Удгиз, 1930. - 112 с.
В соавт. с Т. Архиповым.
Дас тямыс: Повесть. - М.: Центриздат, 1931. – 111 с.
Андан кужымен: Пьеса. - М.: Центриздат. 1931. - 46 с.
Кыдало: Повесть но веросъёс. - Ижевск: Удгиз, 1932. - 113 с.

II

Луковников П., Иванов Гр. Социализм лэсьтон но чеберлыко удмурт литература // Кенеш. - 1929. - № 10/1 1. – С. 2-6.
Горбушин М. А.С. Mиронов // Кизили. - 1951. - № 7. - C.98-112.
Васильев (Tаpаканов) И. А. С. Мироновлэн «Андан кужымен» пьесаез // Сов. Удмуртия. - 1959. - 14 июнь.
Архипов Т.А. Со вал межаосты гырыку // Молот. - 1960. - № 10. – С. 26-18.
Удмурт литература 1917-1929 аръёсы // Удмурт литература. – Ижевск, 1966. - С. 89-93.
Шкляев А.Г. Mиронов А.С. // Удмуртская Республика: Энцикл. – Ижевск. 2000. - С 483-484.
Шкляев А. Улыны, трос адз:ыны дыртйз // Удмурт дунне. - 2005. - 26 янв.
Писатели и литературоведы Удмуртии: Биобиблиографический справочник / Сост. А.Н. Уваров.- Ижевск, 2006.- Изд. 2-е. расшир. и доп.- С.84.

  Митрей Кедра (1892-1949)
Митрей Кедра  (1892-1949)
Корепанов Дмитрий Иванович (Кедра Митрей - букв.: Дмитрий из рода Кедра) – основоположник удмуртской прозы, драматург, поэт, переводчик, литературовед. Родился 28 сентября 1892 г. в семье крестьянина в с. Игра Удмуртской республики. В 1904 г. с отличием окончил Игринскую церковноприходскую школу, а в 1907 г.- двухклассное училище в селе Зура. Осенью того же года поступил в Казанскую инородческую учительскую семинарию. Здесь совместно с Михаилом Прокопьевым издавал конспиративный рукописный журнал «Сандал» («Наковальня»). Из-за конфликта с законоучителем и активно проявленный атеизм Д. Корепанов был уволен из семинарии. В поисках работы Кедра Митрей побывал в Ижевске, Сарапуле, Казани, Перми, Глазове, собирая при этом образцы устной поэзии удмуртов. В 1913 г. сдал экзамены на учителя, а с февраля 1914 г. начал учительствовать в деревне Кулаки Сарапульского уезда. Тем временем шла активная творческая учёба будущего писателя у Пушкина, Мицкевича, Шекспира, Некрасова, Достоевского, Толстого, Горького, у первого удмуртского писателя Г. Верещагина, что идейно и художественно отразилось в его национальном сознании, а также первых поэтических и драматических опытах.

В июне 1914 г. был призван в армию и отправлен в Благовещенск. Там в 1915 г. напечатана его трагедия «Эш-Тэрек», в основу которой положена народная легенда, записанная Кедра Митреем и опубликованная в петербургской газете «Столичные отзвуки» в 1911 г. В центре ее - характер властолюбивого героя, его честолюбивые планы стать то:ро (предводителем). Осталась неопубликованной при жизни (за исключением фрагментов), написанная им на русском языке в 1912 г. автобиографическая повесть «Дитя больного века», один из первых литературно-художественных памятников удмуртской художественной словесности.

В годы гражданской войны Кедра Митрей находился в Иркутске, принимал участие в партизанском движении в Сибири, был в плену у колчаковцев.

В 1920 г. писатель возвратился на родину, в 1922 г. вступил в партию большевиков. В течение трёх лет возглавлял отдел народного образования в Зуре и Дебесах. С 1923 по 1928 гг. работал в редакции газеты «Гудыри» («Гром») литературным сотрудником, затем - редактором. Кедра Митрей был одним из образованнейших удмуртских писателей своего времени. В начале 30-х гг. поступил в аспирантуру Коммунистического университета народов Востока в Москве, которую успешно окончил. Будучи доцентом, заведовал кафедрой литературы и языка. Удмуртского педагогического института, сектором литературы и языка в УдНИИ. В 1928 г. Кедра Митрей был делегатом Всесоюзного съезда пролетарских писателей в Москве, в 1934 г.- делегатом Первого съезда писателей СССР, вместе с Г. Медведевым, М. Коноваловым был принят А.М. Горьким. Член Союза писателей СССР с 1934 г. Был председателем Союза Писателей республики до 1937 г.

Кедра Митрей находился у самых истоков становления удмуртской литературы. 1920 - начало 1930-х гг. были творчески плодотворными для писателя. Он переработал и переиздал трагедию «Эш-Тэрек» (1915), создал вторую часть драматической трилогии «Идна-батыр» (1927), посвящённую взаимоотношениям удмуртов и марийцев в ХIV в., пытаясь осмыслить место и роль удмуртов в историческом процессе, решить проблему взаимоотношений финно-угорских (удмуртов и марийцев) народов. Эти же проблемы волновали писателя, когда он создавал сначала первый вариант историко-революционной повести-хроники «Вуж гурт» («Старая деревня», 1926), затем - литературно-художественную повесть «Зурка Вужгурт» («Содрогается Вужгурт», 1936), посвящённую событиям 1904-1920 гг., в центре которых молодой человек, удмурт Далко Семон - один из первых положительных героев удмуртской прозы, воплотивший типические черты национального характера.

В 1926 г. вышел первый сборник Кедра Митрея «Пилем улысь шунды шоры». («Из-за туч на солнышко»), в который наряду с рассказами вошли пьесы «Обокат» («Адвокат»), «Калгись» («Странствующий»), стихи. Главное в них - созидание новых форм жизни в деревне, быт, просвещениё и т.д. Теме гражданский воины посвящены лучшие рассказы «Шо:ртчи Ондрей» («Храбрый Андрей»), «Чут Макар» («Хромой Макар»). Писал Кедра Митрей и рассказы для детей, один из них («Сурсву» - «Березовый сок») стал хрестоматийным.

В 1921 г. Кедра Митрей опубликовал - первую в удмуртской поэзии историческую поэму «Юбер батыр». События, описанные в ней, относятся к начальному периоду присоединения Удмуртии к России. Поэма не свободна от идеализации прошлого, приукрашивания личных качеств вождей удмуртских родов Идны, Юбера, тем не менее она - заметное явление в эпической исторической поэзии.

В 1929 г. Кедра Митрей издал роман «Секыт зйбет» («Тяжкое иго»), ставший первым романом в удмуртской литературе. В 1932 г. в Москве в издательстве «Художественная литература» этот роман вышел на русском языке в переводе автора. «Тяжкое иго» имеет большое историко-литературное значение: в нем изображен процесс становления характера народного мстителя в конце XVIII - начале XIX вв. в период христианизации удмуртов. Роман закладывал в удмуртской прозе основы исторического, социально-бытового эпического жанра, утверждая традиции в изображении глубинных сторон народной жизни, позднее воспринятые М. Коноваловым, Г. Медведевым, т. Архиповым, Г. Красильниковым, Г. Перевощиковым, О. Четкарёвым и др.

Кедра Митрей вёл большую научную и собирательскую работу, участвовал в фольклорных и лингвистических экспедициях. В его архиве хранится более 40 статей, посвященных проблемам становления литературного языка (участвовал в дискуссиях), а также вопросам родного языка, литературы, истории развития музыкального творчества.

Жизнь Кедра Митрея, как человека, писателя и мыслителя, знатока многообразных областей человеческого духа, была преодолением общественно-политических, бытовых обстоятельств, чуждых ему нравственных принципов.

В диапазоне творческих интересов Кедра Митрея была и переводческая работа. Он перевёл на родной язык первую книгу романа «Бруски» Ф. Панфёрова, начинал переводить «Капитал» К. Mapкса, переводил «Историю ВКП(б)» и т. д.

В 1937 г. был незаслуженно репрессирован, в 1946 г. освобожден, в 1948 г. снова репрессирован. Умер 11 ноября 1949 г. в ссылке в селе Чумаково Михайловского района Новосибирской области.

Более четверти века Кедра Митрей честно и самоотверженно служил своему народу, развитию национальной духовной культуры. В республике (в Ижевске, Игре) широко отмечены юбилеи Кедра Митрея: 90-, 100-, 110-летие со дня его рождения. В 1991 г. на родине писателя, в Игре, установлен памятник, открыты музейные уголки в школах Игринского района.

В 1992 г. в связи со 100-летием писателя вышел специальный выпуск «Литературная Удмуртия», посвящённый ему. В 2003 г. в связи со 110-летием со дня рождения опубликована книга памяти о Кедра Митрее «Опалённый подвиг батыра», презентация которой успешно прошла 16 сентября 2003 г. в Игре, 15 декабря - в Москве.

Творчество классика удмуртской литературы Кедра Митрея находится в центре внимания удмуртских, русских и зарубежных исследователей.

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Пан Реймит. Эш-Тэрек: Трагедия.- Благовещенск, 1915.-70 с.
Идна-батыр.- Ижевск, 1926.- 80 с.
Пилем улысь шунды шоры.- Ижевск, 1926.- 56 с.
Вужгурт: Повесть.- Ижевск, 1926.- 188 с.
Мон-Ачим: Пичи обезьянлэн мадемез.- Ижевск, 1927.- 40 с.
Юбер-батыр.- Ижевск, 1928.- 26 с.
Секыт зйбет: Роман.- Ижевск, 1929.- 227 с.
Кузь Яган: Верос.-М., 1931.-31 с.
Тяжкое иго: Роман.-М., 1932.- 104 с.
Секыт зйбет: Роман.- 2-е изд.-Ижевск, 1935.- 201 с.
Нюръяськон: Всросъёс, пьесаос.- Ижевск, 1936.- 119 с.
Тяжкое иго.- Ижевск, 1958.- 99 с.
Зурка Вужгурт: Повесть.- 2-е изд.- Ижевск, 1958.- 150с.
Гурт тусэз воштонын.- Ижевск, 1961.- 86 с.
Березовый сок//Наперегонки.- Ижевск, 1963.- С. 3-6.
Избранное.- Ижевск, 1965.- 200 с.
Секыт зйбет: Роман но веросъёс.- Ижевск, 1973.- 148с.
Тяжкое иго. - Ижевск, 1987. - 240 с.
Эш-Тэрек: Трагедия // Луч. - 1993. - № 10. - С. 30-40.
Дитя больного века // Каталог Удмуртского Пен-клуба: Инвожо.-2005.- № 9. - C.127-192.

II

Шигарев В. Кедра Митрейлэн творчествоез // Кснсш.- 1930.- № 11.-С. 25-30; № 12.-С. 36-41.
Гринвальд Я. «Тяжкое иго»//Лит. газ.- 1932.- 17 июня.
Волков М. Пулё Дангыр // Пролетар литература понна: Сб. ст.-Ижевск, 1932.-С. 73-81.
Бутолин А. Удмурт литература.- Ижевск, 1935.- С. 47-76.
Ермолаев А. Из далекого прошлого//Дружба народов.- 1958.-№ 4.- С. 249-250.
Михайловская Н. Ромам «Тяжкое иго» Кедра Митрея и «Старый Мултан» М. Петрова.-Ижевск, 1959.- 89 с.
Ермолаев А. Удмуртская историческая проза.- Ижевск, 1960,-С. 22-44.
Прокопьев М. Егит дырысь эше // Сов. Удмуртия - 1962.- 29 окт.
Удмурт литература.- Ижевск, 1966.- С. 93-113.
Богомолова 3. Творчество Кедра Митрея.- Ижевск, 1967.- 116 с.
История советской многонациональной литературы.- М., 1972 - Т. 2., кн. 2.- С. 40, 412-414.
Ермаков Ф. Путь удмуртской прозы.- Ижевск, 1975.- С. 5-8; 14-15; 21-33; 35-36; 52.
Пахомова М. Эпос молодых литератур.- М., 1977 - С. 23-33; 75-105.
Богомолова 3. История удмуртского романа.- Ижевск, 1978.-С. 24-37.
Уваров А. Художественное своеобразие удмуртской сатиры.-Ижевск, 1979.-С. 78-79; 115-116.
Шкляев А. На подступах к реализму.- Ижевск, 1979.- С. 126-137.
Ермаков Ф. Творческие связи удмуртской литературы.- Ижевск, 1981.-С. 39-44.
Богомолова 3. Песня над Чепцой и Камой.- 2-е изд.- М., 1981.- С. 55-70.
Веселая 3. С надеждой и верой: Повесть.- Ижевск, 1983.-208 с.
Зуева А. «Тяжкое иго» Кедра Митрея п вопросы жанра // Зуева А. Поэтика удмуртского романа.- Ижевск, 1984.-С. 22-44.
Шкляев А. Сюрес лёгись: Кедра Митрейлэн исторической прозаез // Шкляев А. Apaны егит муртъёс лыктозы ... - Устинов, 1986. - С. 64-77.
Богомолова З. Кедра Митрей // История удмуртской советской литepaтypы. – Устинов, Удмуртия. 1987. - Т. 1. - С. 96-117.
Шкляев А. Нырысетй редакторъёс: [О первых ред. газ.] // «Гудырин, «Удмурт коммуна», «Сов. Удмуртия». 1918-1988. - Ижевск, 1988. - С. 39-47.
Кузнецов Н. Тямыс ар Maгaданын // Сов. Удмуртия. - 1991. – 24 окт.
Поздеев П. Вунэтэм суредъё: [Кедра Митрей - иллюстратор своих произведений] // Удмурт дунне. - 1992. - 19 авг.
Литературная Удмуртия: Спец. вып. газ. «Удмурт дунне», посвящ. 100-летию со дня рождения Кедра Митрея: Воспоминания, стихи, эссе, статьи / Сост. З. Богомолова. - Ижевск, 1992.
Домокош П. История удмуртской литературы. - Ижевск, 1993.- С. 194-206.
Cамсонов С. Из цикла «Двенадцать портретов»: [Воспоминания о Кедра Митре, И. Гаврилове, Ф. Васильеве] // Луч. - 1994.- № 1.-C.49-51.
Кузнецов Н. Кедры гибнут стоя // Кузнецов Н. С. Из мрака ... -Ижевск. 1994. - С. 141-149.
Eрмаков Ф. Кедра Митрей. Некоторые факты из биографии // Вордскем кыл. - 1994. - С. 44, 47, 48, 50, 52. 59.
3уева А. Удмуртская литература в контексте языческих и христианских традиций. - Ижевск. 1997. - С. 68-99.
Арекеева С. Кедра Митрейлэн «Пиме со:ризы» но «Вожмин» веросъёсыз сярысь // Удмуртская литература ХХ века: направления и тенденции развития. - Ижевск, 1999. - С. 89-99.
Шкляев А. Кедра Митрей (Корепанов Дмитрий Иванович) // Удмуртская Республика: Энцикл. - Ижевск. - 2000. - С. 394.
Шибанов В.Л. Особенности сюжетного построения романа Кедра Митрея «Тяжкое иго» (психоаналитический аспект) // Движение эпохи - движение литературы: Удм. лит. ХХ века. - Ижевск. 2002. - С. 64-69.
Опаленный подвиг батыра. Жизнь и творчество Кедра Митрея: Воспоминания, статьи, письма, посвящения и произведения Кедра Митрея /Сост. З.А.Богомолова. -Ижевск, 2003.
Опалённый подвиг батыра: Жизнь и творчество Кедра Митрея: Воспоминания, статьи, письма, посвящения и произведения Кедра Митрея / Сост. З.А. Богомолова. Ижевск, 2003. - 351 с.
Богомолова 3.А. Голоса эпохи. - Ижевск. 2003. - С. 110-114.
Kрасновская Е. Cвeт времени; Библиография по творчеству Кедра Митрея // Красновская Е. Содружество двух муз. - Ижевск. 2004. - С. 52-59; 299 - 308.
Bанюшев В.М. Кедра Митрей // Литература нapодов России. ХХ век. - М.: Наука. 2005. С. 303 -304.
Писатели и литературоведы Удмуртии: Биобиблиографический справочник / Сост. А.Н. Уваров.- Ижевск, 2006.- Изд. 2-е. расшир. и доп.- С.60-61.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27

   ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

   УКАЗАТЕЛЬ РАЗДЕЛОВ

Программное обеспечение сайта, дизайн, оригинальные тексты, идея принадлежат авторам и владельцам сайта www.alibudm.ru
Информация о изданиях, фотографии обложек, описание и авторские рецензии принадлежат их авторам, издателям и рецензентам.
Copyright © 2007 - 2014      Проект:   Книги Удмуртии - почтой



Рейтинг@Mail.ru www.izhevskinfo.ru