Translation
        Композиторы. музыковеды удмуртии

     Композиторы. музыковеды удмуртии



    Последнее добавление: 03.06.2014     Всего: 11  
[1] [2
  Болденков Юрий Васильевич (1945 - 1996)
Болденков Юрий Васильевич (1945 - 1996)
Болденков Юрий Васильевич - композитор. Родился 10 января 1945 года в селе Макарье Котельнического района Кировской области.

После окончания Казанской государственной консерватории по классу композиции А.Б. Луппова (1972) связал свою жизненную и творческую судьбу с Удмуртией. Член Союза композиторов СССР (ныне России) с 1972 года. Заслуженный деятель искусств Удмуртской республики (1995). Стоял у истоков образования Союза композиторов Удмуртии (1973), сыграл большую роль в его становлении. В 1972-1986 годы - преподаватель в Республиканском музыкальном училище, в 1986-1993 годы - заведующий музыкальной частью Государственного русского драматического театра им. В. Г. Короленко. Автор музыкальных произведений в разных жанрах: опера «Последний лист» (1971), три симфонии (1966, 1972, 1979), кантата «Моя Удмуртия» (1980), камерные сочинения для духовых инструментов, произведения для вокальных ансамблей, музыка к спектаклям. К лучшим страницам его творчества принадлежат произведения для детей и юношества, вошедшие в золотой фонд удмуртского концертно-педагогического репертуара. Отличался безупречным литературным вкусом, сам писал стихи. Произведения композитора исполнялись во многих городах России, являются неотъемлемой частью репертуара музыкальных коллективов Удмуртии.
Умер 21 марта 1996 года в г. Ижевске.

Творчество Ю. В. Болденкова – одно из самых оригинальных и содержательных явлений музыкальной культуры Удмуртии, находящееся на уровне лучших достижений Российской музыки второй половины ХХ века. Стиль композитора ярко индивидуален и, в то же время, основывается на самобытном переосмыслении целого ряда разнообразных истоков. Здесь - творчески воспринятые элементы музыки Д. Шостаковича, А. Онеггера, представителей нововенской школы, и очень многопланово - то явно, то опосредованно претворенные, ладовые, интонационные и метро-ритмические черты русского музыкального мышления, и, глубоко своеобразно воспринятая сфера, связанная с удмуртским фольклором. Его пьесы отличаются тщательной отделкой мельчайших деталей, исключительным изяществом, напоминая тонкую графику.

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Детские пьесы для скрипки и фортепиано. - Ижевск, 2001. - 38 с.
Дымковские игрушки. Сюита для фортепиано. - Ижевск, 2005. - 24 с.

II

Болденков Юрий Васильевич // Писатели, художники, композиторы Удмуртии. - Ижевск, 1981. - С. 182-183.
Булаева Г. Крезьгуръёсыз - зарни фондын : [к 60-летию] / Г. Булаева // Удмурт дунне. - 2005. - 8 февр.
Витрук Н. В. Юрий Васильевич Болденков / Н. В. Витрук // Сергей Есенин в контексте удмуртской поэзии и искусства: удмуртская есениниана / Н. В. Витрук. - Ижевск, 2005. - С. 223-226 : фот.
Лукинская О. Дар писать музыку / Оксана Лукинская // Известия Удмуртской Республики. - 2005. - 2 февр.
Толкач Ю. Л. Из «первой пятёрки» / Ю. Л. Толкач // Удмуртская правда. - 2005. - 21 янв. - С. 13.

  Голубкова Ариадна Николаевна
Голубкова Ариадна Николаевна
Голубкова Ариадна Николаевна - кандидат искусствоведения, заслуженный деятель науки Удмуртской Республики, музыковед-историк, член Союза композиторов РФ. Окончила Московскую консерваторию по классу В.А. Васиной-Гроссман. Более 40 лет работала в Удмуртском научно-исследовательском институте УрО РАН и Удмуртском Государственнрм университете. Тема исследований - история регионапьной музыкальной культуры с древних времен до наших дней. Создала более ста работ, в том числе несколько монографий. Поспедняя книга «Великий Чайковский» (в соавторстве с Ю.Л. Толкачом и В.Я. Митрофановым) вышла в 2005 году.

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Творческий путь удмуртского композитора Германа Корепанова в контексте региональной культуры Удмуртии XXI века. (в соавт.) - Ижевск, 2008. - 138 с.

***

К 65-летию великой Победы. Удмуртская музыкальная культура в годы войны. // Ежегодник финно-угорских исследований, 2010. Выпуск 1. - Ижевск, 2010. - С. 155 - 161.

  Греховодов Николай Максимович (1903 - 1971)
Греховодов Николай Максимович (1903 - 1971)
Греховодов Николай Максимович - Композитор, дирижер, фольклорист, педагог. Родился 7(20) октября 1903 г. в Усть-Каменогорске, умер 22 августа 1971 г. в Ижевске. Заслуженный деятель искусств Удмуртской ACCP (1945). Член Союза композиторов СССР с 1938 года.

В 1936 г. окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции П. Б. Рязанова. В 1936 – 1938 сотрудник фольклорной секции Института этнографии АН СССР. С 1938 старший научный сотрудник по музыкальному фольклору Удмуртского научно-исследовательского института истории, экономики, языка и литературы. В 1944-63 музыкальный руководитель и дирижёр Удмуртского драматического театра; вёл педагогическую работу в музыкальном училище и ДМШ.

Н.М.Греховодов – классик удмуртской музыки, один из основоположников профессионального музыкального искусства Удмуртии.

На формирование творческого облика Н.М.Греховодова оказали влияние благородные традиции петербургской композиторской школы, связанные с именами А.П.Бородина и Н.А.Римского-Корсакова.

Во время фольклорных экспедиций по районам Удмуртии (1940,1953 г.) им записано около 200 народных напевов. Лучшие произведения композитора основаны на претворении удмуртского фольклора. Его хоровые обработки, многие из которых были органичной частью спектаклей Удмуртского драматического театра, характерны исключительно тонким ощущением своеобразия интонационных и ладовых черт удмуртской песенности, особенностей народного многоголосия, бережным и, в то же время, творческим отношением к первоисточнику.

Крупнейшие театральные работы Н.М.Греховодова – музыкальная драма «Камит Усманов» по пьесе И.Гаврилова и первая национальная музыкальная комедия «Сюан» по пьесе В.Садовникова отличаются мелодическим богатством, развернутыми номерами (арии, ансамбли, хоры), включением сквозных музыкальных сцен, приближаясь по масштабу и драматургии к оперному жанру. Эти сочинения справедливо признаны удмуртской музыкальной классикой.

Н.М.Греховодов отличался незаурядным педагогическим чутьем. Его советами и консультациями пользовались Г.А.Корепанов, Г.М.Корепанов-Камский, Ю.Л. Толкач, многие удмуртские композиторы-любители.

В памяти всех знавших Н.М.Греховодова он остался человеком исключительного обаяния и благородства, высокой интеллигентности.

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Музыкальная драма «Камит Усманов», пьеса И.Гаврилова (1940).
Музыкальная комедия «Сюан» (Свадьба), пьеса В.Садовникова (1946).
Сюита «свадебные сцены в Удмуртии» (1949).
«Тыло вќсь» (Огненное моление), пьеса В.Садовникова (1939)
«Надгошур», пьеса И.Гаврилова (1947)
«Сказка о правде», пьеса М.Алигер (1947)
«Даниил Майоров», пьеса Л.Перевощикова (1948)
«Том кенти» (принц и нищий), пьеса С.Михалкова (1950)
«Азин», пьеса И.Гаврилова (1955)
«Шунды жужаз» (Солнце восходит), пьеса И.Гаврилова (1957) и др.
«Яратисько шаерме» («Люблю Родину»),
«Россия у нас одна», сл. Ю.Сизых,
«Песня о мотоциклах «Иж», сл. Ю.Сизых и др.
Ураме но мон поте но (Вышел на улицу),
Уллязы вож садысь уџыез (Прогнали из сада соловья),
Арама кузя (Вдоль рощи),
Ой, татчы но уд пыры но (Ой, сюда и не зайдешь),
Сьќд тэль шорын (Среди темного леса),
Улмопу (Яблоня),
Сюан гур (Свадебная),
Узы меда (Земляника иль клубника) и др.

II

Н. М. Греховодов – композитор, фольклорист, педагог. Сборник материалов - Ижевск, 2006 - 194 с.
Золотой век удмуртской музыки. Антология. / Of Udmurt composers music. Anthology. CD. - Ижевск, 2007.

  Корепанов Александр Германович (1951)
Корепанов Александр Германович (1951)
Корепанов Александр Германович – композитор, родился 23 апреля 1951 года в г. Ижевске в семье выдающегося удмуртского композитора, классика, основоположника удмуртской профессиональной музыки Германа Афанасьевича Корепанова (1924 – 1985) и с детства впитал самобытные особенности национального музыкального языка.

Первые шаги в области композиции сделал под руководством отца, будучи студентом Ижевского музыкального училища (1971). Окончил теоретическое отделение Ижевского музыкального училища (1971) и теоретико-композиторский факультет Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова (класс композиции профессора А. Б. Луппова, 1976).

Член Союза композиторов СССР и России (1978), Председатель правления Союза композиторов Удмуртии (с 1999г.), Лауреат Международногo конкурса композиторов в Испании (2002), Заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики (1994). За создание Государственного гимна Удмуртской Республики был удостоен звания: Лауреата Государственной премии (1994). В основу гимна положена мелодия песни Германа Корепанова «Родной Кам-шурмы» («Родная Кама-река»).

Впервые композитор ярко заявил о себе Симфоническим скерцо, написанным в год окончания консерватории. Это блестяще оркестрованная, полная остроумными музыкальными находками пьеса, в которой с большой непосредственностью и своеобразием проявилось игровое начало, свойственное некоторым пластам удмуртского фольклора. В этом сочинении сконцентрировались многие типичные черты стиля композитора - тяготение к тщательно отделанной миниатюре, лаконизм и точность в отборе средств, национальная характерность тематизма, преобладание светлых оптимистических эмоций.

С 1976 преподаёт в Ижевском музыкальном училище. С 1997 года возглавляет музыкальное отделение факультета искусств Удмуртского государственного университета.

Обширную часть творчества А. Корепанова составляют произведения для фортепиано - от несложных пьес для начинающих пианистов до музыки концертного плана. В них воплощены острохарактерные образы, вызывающие яркие программные и театрально-пластические ассоциации, что связано с творческим осмыслением традиций любимого автором С.Прокофьева. А умение подчеркнуть ладовые, ритмические особенности музыки, связанной с удмуртской песенностью, выявить и подать «фольклорную изюминку», указывает на плодотворное влияние великого венгра Б. Бартока - композитора, близкого удмуртам по финно-угорским корням. В 80-е - 90-е годы композитор постоянно обращается к сочинению фортепианных ансамблей, практически явившись первооткрывателем этого жанра в удмуртской музыке. А.Корепанов создал ряд пьес предназначенных для домры и ансамбля народных инструментов, существенно обогатив эту область национальной музыки.

В списке сочинений Александра Корепанова опера «Мятеж» (в соавторстве с отцом - Г.А. Корепановым), балет «Соловей и роза» (либретто А.Курбатова по сказке О.Уайльда), «Камерная симфония», «Университетская кантата» для солиста, хора и симфонического оркестра, Концерт для трубы с оркестром, Концерт для фагoта с оркестром, Симфоническое скерцо, Соната для фортепьяно, «Грустный вальс» и «Осенний вальс» для струнного оркестра, Государственный гимн Удмуртской Республики, 2 сюиты для духового оркестра, 4 сюиты для домры и фортепьяно, хоры, романсы, песни, музыка к спектаклям и др. Среди камерных сочинений заметное место занимают сочинения для фортепьяно. Это «Соната», «Неистовая: тарантелла», «Новеллетта», «Аллегро», «Воспоминание о романсе; сюиты для двух фортепьяно: «Камерная сюита», «Сюита для четырёх пианистов», «Романтические мелодии», «Акварели» и др.; циклы фортепьянных миниатюр: «Альбом первоклассника», «Детям», «Шесть пьес», «Шесть новых пьес», «Фортепьянная тетрадка», «Багатели», «Из театральных тетрадей» и др. «Большой вальс» представляет собой фрагмент партитуры одноактногo балета «Соловей и роза» по одноименной сказке О. Уайльда. Это одно из самых известных оркестровых сочинений Александра Корепанова. В нём в полной мере проявились характерные черты стиля композитора: мелодическое богатство, ясность мышления, отточенность всех деталей партитуры, яркая эмоциональность и непосредственность высказывания. Важной вехой в творческом развитии А.Корепанова стало обращение к крупным театральным жанрам. В области симфонической музыки помимо уже упомянутого скерцо А.Корепановым созданы такие интересные произведения, как концерт для фагота и струнного оркестра и камерная симфония.

Важную часть творческой деятельности А.Корепанова составляет работа, связанная с наследием Г. Корепанова. В последние годы, благодаря его подвижнической работе ряд незаслуженно забытых произведений Германа Афанасьевича Корепанова вернулись на концертную эстраду. Большим событием стало исполнение его концерта для скрипки с оркестром в редакции и оркестровке сына в рамках фестиваля, посвященного 75-летию со дня рождения замечательного композитора.

С 1999 года А. Г. Корепанов возглавляет Союз композиторов Удмуртии. С его приходом на этот пост, деятельность творческой организации стала более динамичной. Благодаря его энергии и инициативе был проведен большой фестиваль, посвященный 75-летию Г. А. Корепанова, стали регулярными авторские концерты композиторов Удмуртии, немало сделано для налаживания издательской деятельности, укрепления связей с композиторскими организациями Поволжья и Урала.

Много сил он отдает совершенствованию, делающему первые шаги в республике, высшего музыкального образования, являясь руководителем музыкального отделения института искусств и дизайна Удмуртского Государственного университета.

Перечень источников:

                        Библиография:    I

«Ветру уйшора» для хора без сопровождения. Стихи К.Герда – 1972.
«Старая, старая сказка» для женского хора без сопровождения. Стихи Г. Ходырева – 1972.
Восемь багателей – 1974.
Фортепианный квинтет – 1976.
Багатель для ксилофона и фортепиано – 1976.
«НА БАМЕ» для хора без сопровождения. Стихи В.Яковлева – 1976.
Симфониетта – 1977.
«Гудыри» = Гром, по пьесе А. Перевощикова – 1978.
«Мятеж» (совместно с Г.Корепановым, либретто Л. Корепановой): Опера. - 1979 г. (пост. 1980)
Праздничная увертюра (вместе с Г. Корепановым) – 1980.
Аллегро – 1980.
Ариозо и частушки для двух фортепиано – 1980.
«Мир детства», сюита для детского хора с фортепиано. Стихи Г. Ходырева – 1980.
Частушки для двух фортепиано в 8 рук – 1981.
Шутка и вечный канон для двух флейт пикколо – 1983.
Соната – 1983.
Цикл «Детям» - 1983.
Сюита для 4-х пианистов – 1983.
Альбом первоклассника – 1984.
6 пьес – 1985.
6 новых пьес- 1986.
Сюита для двух фортепиано – 1987.
Музыка для трубы и фортепиано в 3-х частях – 1989.
Концерт для фагота с оркестром – 1990.
Шесть удмуртских народных песен для скрипки и фортепиано – 1991.
«Похищение луковиц» по пьесе М. К. Машаду -1991.
Государственный Гимн Удмуртской Республики (на мелодию песни Г. Корепанова «Родной Кам шурмы») – 1993.
Ария для валторны и струнного оркестра (оркестровая редакция Арии для валторны Г. Корепанова -1993.
Скерцо (аранжировка Симфонического скерцо) – 1993.
Менуэт в форме рондо для 2-х флейт, гобоя, 2-х кларнетов, валторны, тромбона и фагота – 1993.
Рондо для тромбона и фортепиано – 1993.
Маленькая сюита для домры и баяна – 1993.
Для брасс-квинтета: В старинном духе – 1994.
Танец – 1994.
Народные мелодии – 1994.
Аllegro giocoso – 1994.
Песенка – 1994.
Анданте для скрипки и брасс-квинтета (аранжировка Анданте Г. Корепанова) – 1994.
Полька (аранжировка Польки Г. Корепанова) – 1994.
Полька (вольная транскрипция Польки Г. Корепанова – 1994.
Мелодия для кларнета (саксофона) с оркестром (вольная транскрипция Мелодии Г. Корепанова -1994.
1-я сюита для духового оркестра – 1994.
«Соловей и роза» (либретто А.Курбатова по сказке О.Уайльда): балет. - 1995 г.
2-я сюита для духового оркестра – 1995.
Камерная симфония -1996.
Для домры и фортепиано: Камерная сюита – 1996.
«Разные мысли» для хора с фортепиано. Стихи В. Владыкина – 1996.
«В картинной галерее» для хора a capella. Стихи В. Владыкина – 1996.
«Италмас» по поэме М. Петрова -1996.
«Лебедёвские лебеди» по драме В.Морозова – 1996.
Грустный вальс для струнного оркестра – 1997.
«Из театральных тетрадей» - 1997.
«Фортепианная тетрадка» » - 1997.
«Акварели» для 2-х фортепиано – 1997.
Камерная музыка для двух фортепиано – 1998.
Вальсы для 2-х фортепиано – 1998.
Осенний вальс для струнного оркестра – 1998.
Концерт для скрипки с оркестром (редакция и оркестровка концерта Г. Корепанова – 1999.
Сюита вальсов – 2000.
Мелодия для кларнета и фортепьяно (вольная обработка Мелодии Г. Корепанова) – 2000.
Воспоминание и полька для фортепиано в 6 рук – 2000.
Сюита для фортепиано в 4 руки – 2001.
Сюита «Воспоминание» - 2001.
Сюита «Печальные мелодии любви» - 2001.
Симфоническое скерцо - 1976, вторая редакция – 2001.
Полька (вольная транскрипция польки Г. Корепанова – 2001.
Мелодия для трубы с оркестром (вольная транскрипция Мелодии Г. Корепанова – 2001.
Воспоминание о романсе – 2001.
Сюита «Мелодии любви» в 7 частях (авторские транскрипции для квартета народных инструментов) – 2002.
Мефисто-вальс (авторская транскрипция для квартета народных инструментов) – 2002.
Камерная сюита (авторская транскрипция для квартета народных инструментов) – 2002.
«Университетская кантата» для тенора, хора и симфонического оркестра. Стихи Е. Лабынцевой – 2003.
Три хора a capella на стихи Е. Лабынцевой – 2003.
Неистовая тарантелла – 2005.
Новеллетта – 2005.
Грустный вальс для 2-х фортепьяно в 8 рук – 2005.
Вальс-каприс для струнного оркестра – 2006.
Вальс-каприс для скрипки и фортепиано – 2006.
«На хомах Грузии» Стихи А. С. Пушкина. Аранжировка для хора одноименного романса Г. Корепанова.
Романсы, песни, обработки удмуртских народных песен.

II

Творческий путь удмуртского композитора Германа Корепанова в контексте региональной культуры Удмуртии XXI века. (в соавт.) - Ижевск, 2008. - 138 с.

  Корепанов Герман Афанасьевич (1924 - 1985)
Корепанов Герман Афанасьевич (1924 - 1985)
Корепанов Гepмaн Афанасьевич - великий удмуртский композитор, классик национальной музыкальной культуры, первый удмуртский профессиональный композитор. Родился 30 июля 1924 г. в селе Селты Удмуртской АССР, умер 13 апреля 1985 в г. Ижевске. В 1947-1949 г. учился в Ижевском музыкальном училище (отделение хорового дирижирования), в 1950 г.- в Казанской консерватории (класс композиции Г. И. Литинского). Вероятно, даже поклонникам таланта Германа Афанасьевича неизвестно, что на его долю выпала исключительно суровая жизнь. Ему еще не исполнилось и 13 лет, как репрессировали отца. Можно только отдаленно представить, что испытал и пережил он, в таком возрасте став сыном «врага народа». Надо признать, что мы никогда не умели ценить и воздавать должное своим доморощенным талантам при их жизни. К сожалению, так получилось с Г. А. Корепановым. Сейчас мы довольно отчетливо представляем, кем был он для удмуртского народа.

Заслуженный деятель искусств УАССР (1957) и РСФСР (1958). Г. А. Корепанов первым среди деятелей культуры и искусства республики удостоен Государственной премии Удмуртской АССР (1967) за музыку оперы «Наталь», за первую удмуртскую симфонию и за песни «Дано лу, партия!» («Славься, партия!»), «Удмуртия», «Зарни нянь» («Золотой хлеб»), «Сйзьыл кырз:ан» («Осенняя песня») и «Мы - железный народ». Член Союза композиторов СССР с 1961г. Член Правления Союза композиторов России. Член комиссии по присуждению государственных премий РСФСР. Участник Великой Отечественной войны. За большие заслуги в области музыкального искусства Г. А. Корепанов награжден орденами Ленина (1971) и «Знака Почета». Как участник войны с Японией он награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За Победу над Японией» и др.

Огромная художественная одаренность Германа Афанасьевича проявилась уже в детские годы. Музыкой он занимался в Доме художественного воспитания детей, одновременно увлеченно сочинял стихи, рассказы, повести. В годы войны младший лейтенант Корепанов служил на Дальнем Востоке. Именно тогда появляются первые композиторские опыты - марши и вальсы для духовых оркестров. По окончании войны Г. А. Корепанов выбирает путь композитора. К этому времени относятся его первые песни («Мон тодам ваисько» («Вспоминаю тебя»), «Зарни нянь» («Золотой хлеб»), «Паймод, эке» («Удивишься, брат») заложившие фундамент этого жанра в удмуртской профессиональной музыке и ставшие ее классическими образцами. Впоследствии композитор написал еще немало прекрасных песен, не прекращая работу в этом жанре до конца жизни.

Он автор первой национальной героико-гражданской оперы «Наталь» (1961), автором Первой удмуртской симфонии (1964) - вершинных достижений удмуртской профессиональной музыки, создание которых стало настоящим творческим подвигом; фортепианных сонат, ряда хоровых сочинений. «Наталь» с одной стороны вырастает из синтеза двух линий русской оперной классики, связанных как с народными драмами и историческими полотнами М.Мусоргского и А.Бородина, так и с лирико-психологическими операми П.Чайковского, с другой, музыкальный язык оперы вобрал в себя самую суть удмуртской народной песенности. Причем, обильное использование подлинных мелодий и их оборотов не приводит к ощущению цитатности - они в полном смысле слова становятся авторскими, получают гибкое развитие, а оригинальный композиторский материал настолько впитал органику народного музыкального мышления, что воспринимается как естественное продолжение фольклорных напевов. Для Первой симфонии типичны последовательно проведенные через все три части принцип лейтмотивизма и драматическая симфонизация фольклорных элементов, достигающая, особенно в первой части подлинно трагедийного накала.

Песни Корепанова стали широко известны начиная с первых послевоенных лет и заслужили всенародную любовь. Высокую профессиональную оценку опере «Наталь» дали народные артисты СССР, композиторы А. И. Хачатурян и Т. Н. Хренников. А. И. Хачатурян на встрече с творческими работниками республики сказал: «Сердечно поздравляю удмуртский народ, всю музыкальную общественность, театр, исполнителей с огромной победой в связи с тем, что создана в республике замечательная полноценная опера «Наталь»!.. Опера - это вершина музыкального искусства, с одной стороны - опера, с другой - симфония. Даже если народ имеет в своей среде гениального человека, то все равно оперы не будут созданы. Одиночки не рождают опер - этой высшей формы музыки. Весь уровень культуры исторически двигается, развивается и создается та почва, та среда, те возможности, на основе которых может появиться уже индивидуум, способный создать такое высшей формы музыкальное произведение ... Корепанов - талантливый композитор. Музыка его эмоциональна, очень напевна. Чрезвычайно отрадно, что в музыке чувствуются мотивы удмуртского фольклора. Но он не просто цитирует его, а народные мелодии являются тем, что обогащает его фантазию, что является поводом для построения больших музыкальных сцен. Мне думается, что Корепанов сказал еще только свое первое слово. Он находится сейчас в начале расцвета своих творческих сил и напишет еще не одно яркое национальное произведение».

Самодеятельный композитор, фактически не имеющий специального музыкального образования, был принят в члены Союза композиторов СССР. Таким образом, Г. А. Корепанов стал первым удмуртом - профессиональным композитором. Г. А. Корепанов первым среди творческой интеллигенции республики рискнул написать монументальное музыкальное полотно, отображающее страшные годы сталинских репрессий. Вот ту самую первую удмуртскую симфонию, которую вскоре исполнители назовут «Героической!». Слушая музыку этой программной симфонии, каждый может зримо представить и внутренне ощутить страшную и жуткую картину бесчеловечных допросов, истязаний обреченных и их расстрел оружейными залпами. Героическая симфония - это подлинный памятник композитора и Кузебаю Герду, и тысячам репрессированных и расстрелянных! Значимость произведения сразу же была определена как исполнителями, так и слушателями. Не потому ли эта симфония без каких-либо бумажных проволочек была записана Московским государственным симфоническим оркестром под управлением народной артистки СССР и УАССР Вероники Дударовой для Государственного музыкального фонда СССР! Такой высокой чести провинциальные композиторы, как правило, удостаиваются как исключение. Вторая симфония Г. А. Корепанова впервые прозвучала в г. Ижевске в дни фестиваля, посвященного П. И. Чайковскому, в мае 1986г. в прекрасном исполнении Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии под управлением народного артиста СССР Д. Китаенко. Великолепную оценку симфонии дал участник фестивального концерта солист Большого театра, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР А. Ведерников: «Какое удивительно яркое и емкое произведение, насквозь пронизанное мелодикой национальных интонаций. При кажущейся простоте изложения в симфонию заложено удивительно богатое и глубокое содержание. С таким тонким вкусом и идеальным чувством меры драматического развития, самого построения и изложения тем, сопоставления контрастных частей произведения в настоящее время редко встретишь композиторов. Уверен, композитор Г. А. Корепанов - гордость удмуртского народа!».

Совместно с сыном А. Г. Корепановым написана героическая опера «Мятеж», которая получила широкое признание среди слушателей. Г. А. Корепанов является не просто основоположником советской удмуртской массовой песни, но и создателем антологии национальной вокально-хоровой музыки. Так, «Милям шудмы» («Наше счастье»), стихи Г. Сабитова; «Тупаса улон понна» («За мирную жизнь»), стихи А. Лужанина; «Мы - железный народ», стихи О. Поскребышева - вечная актуальность человечества - мир на земле; «Удмуртия», стихи И. Токарева; «Родной Кам шурмы» («Родная Кама-река») , стихи С. Широбокова - гимн родному краю; «Зарни нянь» («Золотой хлеб»), стихи А. Лужанина; «Колхоз бусы» («Колхозное поле»), стихи С. Широбокова - песни торжества жизни колхозного строительства; «Сйзьыл кырз:ан» («Осенняя песня»), стихи А. Вотякова; «Ум вунэтэ!» («Не забудем!»), стихи Г. Сабитова - философское размышление о Великой Отечественной войне и ее последствиях; «Мон тодам ваисько» («Я вновь вспоминаю»), стихи Ашальчи Оки; «Кыч:е умой яратыны!» («Как хорошо любить!»), стихи Г. Сабитова; «О:й быгаты вунэтыны» («Не смог забыть»), стихи С. Широбокова - песня удостоена спецдиплома Гостелерадио СССР - это песни - дань велению души! Шуточные, здорового юмора песни «Паймод, эке ... » («Чудак-рыбак»), стихи Г. Сабитова; «Укмысо кутъёс» («Лапти-девятеринки»), стихи А. Клабукова - это красочные и образные жанрово-бытовые художественно-исполнительские картины. Многие песни Г. А. Корепанова, в том числе «Мон тодам ваисько», «Зарни сйзьыл», «Бусъёсын шобырскизы», давно уже получили статус народных песен! Наполненные лирическими размышлениями романсы «Лысву» («Роса»), стихи М. Покчи-Петрова; «Ж:ыт садын» («В вечернем саду»), стихи Г. Сабитова - вошли в золотой фонд удмуртской музыкальной культуры! Если бы Г. А. Корепанов за всю свою творческую жизнь написал только одну «Осеннюю песню», то и тогда он оставил бы себе памятник в национальной музыкальной культуре. Высокую оценку этому произведению дал выдающийся дирижер-хормейстер современности народный артист РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР профессор А. Юрлов, под руководством которого Республиканская государственная академическая русская хоровая капелла блестяще, в абсолютно новой интерпретации исполнила в дни музыкального фестиваля, посвященного 130-й годовщине со дня рождения П. И. Чайковского. Республиканской капеллой под управлением А. Юрлова «Осенняя песня» записана в Госмузфонд СССР. Кстати, до сих пор «Осенняя песня» исполняется в трактовке А. Юрлова. Все творчество талантливого композитора удмуртского народа глубоко пронизано интонациями народного песенно-танцевального фольклора.

Г. А. Корепанову принадлежат первые в удмуртской музыке образцы инструментальных миниатюр, он автор первой удмуртской фортепианной сонаты, родоначальник удмуртского романса; много внимания композитор уделял музыке для детей. Весом его вклад в хоровую музыку. Лучшие произведения созданные в этом традиционном для удмуртской музыки жанре отличаются развернутостью формы, богатством фактуры, внесением черт симфонического развития («Осенняя песня», «Слава тебе, солдат!»).

Деятельная натура Германа Афанасьевича не замыкалась только на композиторском творчестве. В разные годы был артистом и дирижёром хора Удмуртского радио. Г. А. Корепанов был председателем хорового общества Удмуртии, членом правления Союза композиторов России, членом комиссии по присуждению Государственных премий РСФСР. Много внимания Г. Корепанов уделял работе с самодеятельными композиторами. Ему принадлежат многочисленные статьи и рецензии, отличающиеся глубиной мысли и литературными достоинствами.

Чуткость, деликатность, внимание к окружающим были характерными чертами облика замечательного композитора. Это отмечают все знавшие его.

Творчество Г.А. Корепанова - одно из ярких явлений всей финно-угорской профессиональной музыкальной культуры. Его непреходящая художественная ценность проверена временем. Музыка композитора отличается редкой мелодической красотой, ее основополагающая черта - глубокий проникновенный лиризм. Музыкальный язык Г. Корепанова органично впитал особенности удмуртского фольклора. Не случайно многие мелодии, созданные им, воспринимаются как народные. Герман Афанасьевич всегда отличался глубоко принципиальным подходом к вопросам развития удмуртской культуры. Будущее музыки Удмуртии он видел в синтезе неповторимости национального колорита с творческим осмыслением достижений русской и мировой классики, в освоении всего богатства музыкальных жанров.

Композитор создал немало произведений для детей. Ему принадлежат первые в истории удмуртской музыки детские фортепианные пьесы, он автор песен и хоров, предназначенных дошкольникам и юношеству.

В 1985 году закончился жизненный путь замечательного композитора. Но его музыка - навсегда в золотом фонде музыкальной культуры Удмуртии.

Его богатое творческое наследие долго еще будут изучать и открывать все новые и новые грани таланта. То, что создал композитор,- все современно, все народно; все фундаментально!

Перечень источников:

                        Библиография:    I

«Портмаськись туш» = Волшебная борода, Пьеса В.Садовникова (1948)
«Тулкымъяське лыз зарезь» = Волнуется синее море, Пьеса В.Садовникова И. М. Тронина (1950)
«Вордскем лудъёс» = Родные поля: Кантата. - 1951.
«Вормон сюрес» = Дорога Победы, Пьеса Л.Перевощикова (1951)
«Асьмелэн егит дырмы» = Наша молодость: Кантата. – 1952.
Концерт: Для скрипки с оркестром – 1953.
Весенняя сюита: Для фортепьяно – 1953.
«Меч яр дурын» = На крутом берегу, Пьеса В.Садовникова (1954)
Анданте: Для скрипки с оркестром – 1955.
«Октябрьлэн шундыез» = Солнце Октября: Кантата. – 1957.
«Дано егит дыр» = Славная молодость: Кантата. – 1958.
Увертюра - 1958.
«Кионлэн аслаз сюресэз» = У волка своя тропа, Пьеса С.Широбокова (1960)
«Тулыс зор» = Весенний дождь, Пьеса Е.Загребина (1961)
«Наталь» Либретто А.Симонова по повести Ф. Кедрова «Катя»: Опера. - 1961.
«Интервенция», Пьеса Л.Славина (1963)
Симфония № 1 - 1964.
Соната: Для фортепьяно. – 1968.
Балетная cюита – 1972.
«Мятеж» (В соавторстве С. А. Корепановым) Либретто Л.Корепановой, стихи О.Поскребышева.: Опера. - 1980.
«Здравица»: Кантата. - 1980.
«Осенняя песня»: Хоры.
«Слава тебе, солдат!»: Хоры.
Маленькая соната: Для фортепьяно – 1981.
Симфония № 2 - 1983.
Два скерцо: Для фортепьяно.
Юмореска: Для фортепьяно.
Майский день: Для фортепьяно.
Полька: Для фортепьяно.
Сюита в 5 частях: Для скрипки и фортепиано.
Танец: Для скрипки и фортепиано.
Скерцо: Для скрипки и фортепиано.
Ария: Для валторны и фортепиано.
Скерцо: Для флейты и фортепиано.
Мелодия: Для кларнета и фортепиано.
Ручеёк: Для ксилофона и фортепиано.
«На холмах Грузии»: Романс, Сл. А. С. Пушкина,
«Лысву» = Роса: Романс, Сл. М. Покчи-Петрова,
«Мынэсьтым эшъёсы юало» = Если спросят подружки: Романс, Сл. В.Садовникова,
«Жыт садын» = В вечернем саду: Романс, Сл. Г.Сабитова,
«Апрель»: Романс, Сл. В.Семакина и др.
«Мон тодам ваисько» = Я вспоминаю тебя, Сл. Ашальчи Оки
«Зарни нянь» = Золотой хлеб, Сл. А. Лужанина
«Паймод, эке» = Удивишься, брат; Сл. Г.Сабитова
«Удмуртия», Сл. И. Токарева
«Зарни сизьыл» = Золотая осень, Сл.С.Широбокова
«Ой быгаты вунэтыны» = Не смог забыть, Сл.С.Широбокова
«Мы - железный народ», Сл. О.Поскребышева
«Мамаша Кураж и её дети», Пьеса Б.Брехта (1966), и др.

II

Золотой век удмуртской музыки. Антология. / Of Udmurt composers music. Anthology. CD. - Ижевск, 2007.
Творческий путь удмуртского композитора Германа Корепанова в контексте региональной культуры Удмуртии XXI века. (в соавт.) - Ижевск, 2008. - 138 с.

  Корепанов-Камский Геннадий Михайлович (1929 - 2001)
Корепанов-Камский Геннадий Михайлович (1929 - 2001)
Корепанов-Камский Геннадий Михайлович - Родился 18 августа 1929 в деревне Ягвуково ныне Дебёсского района Удмуртской республики, умер 4 мая 2001 года в Ижевске.

Композитор, певец (тенор), педагог, музыкально-общественный деятель. Заслуженный деятель искусств УАССР (1960), народный артист УАССР (1970), заслуженный деятель искусств РСФСР (1980). Лауреат Государственной премии УАССР (1971,1979). Орден Трудового Красного Знамени (1971), орден Дружбы народов (1986), Дружбы (1996). Почётный гражданин Удмуртской республики (1998). Имя Корепанова-Камского занесено в Почетную Книгу трудовой славы и героизма УАССР (1980). Член Союза композиторов СССР (ныне России) с 1969 г.

Окончил Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского (класс вокала Г.И.Тица, 1958), Казанскую консерваторию (класс композиции А.С. Лемана и Н.Г. Жиганова,1970). В 1957-65 – артист Удмуртского музыкально-драматического театра. В 1965-67 солист хора Удмуртского телевидения и радио. В 1970-85 – преподаватель теоретических дисциплин и вокала Ижевского музыкального училища, в 1971-76 его директор. В 1973-88 председатель Союза композиторов УАССР, в 1985-88 директор Музыкального театра УАССР.

Г.М.Корепанов-Камский – один из крупнейших представителей удмуртского музыкального искусства. Его творческий облик отличался многогранностью, ярко выраженным национальным своеобразием.

Он является автором первой удмуртской оперетты «Любушка», первого удмуртского балета «Италмас» по поэме классика удмуртской литературы М.Петрова, поэтично воплотившего легенду о девушке-цветке. Впервые в музыке Удмуртии традиционные формы большого романтического балета были органично соединены с фольклорными ритмами и интонациями. Среди значительных достижений композитора – оперы «Россиянка» и «Заговор». Последняя опера связана с драматической страницей истории Удмуртии – «мултанским делом» и воплощением благородного образа защитника удмуртов – писателя В.Короленко. Оригинальностью замысла отличается «Чипчирган» по старинным легендам. Это произведение совмещает черты оперы и балета.

Очень обширно и разнообразно песенное творчество Г.М.Корепанова-Камского. Песни-романсы, торжественные гимны, сатирические сценки, веселые плясовые – это целый мир, воплотивший разнообразнейшие грани национального характера, картины природы и быта Удмуртии.

В ряде инструментальных сочинений 70-х-80-х годов Г.М.Корепанов-Камский обращается к художественному осмыслению древних пластов удмуртского фольклора, восходящих к языческим временам. В них наблюдается претворение традиций великого венгерского композитора Б.Бартока, стремление выявить общность корней различных финно-угорских культур.

Композитором написано немало произведений для детей. Он хорошо ощущал психологию ребенка, умел создать зримый образ, используя интересные музыкальные детали, что особенно ярко проявилось в его песенных миниатюрах.

Корепанов-Камский получил большую известность как певец-исполнитель своих собственных произведений и народных песен. Он создал свой «театр одного актера», где каждая песня превращается в маленький спектакль. Столь же яркими были образы, созданные им на сцене Удмуртского музыкально-драматического театра, среди которых партия Гриши в собственной оперетте «Любушка» и Сандыра в первой удмуртской опере «Наталь» Г.А.Корепанова.

Велики заслуги Корепанова-Камского как музыкально-общественного деятеля. Он стоял у истоков Союза композиторов Удмуртии, был его первым председателем и много сделал для становления композиторской организации республики. Избирался депутатом Верховного Совета УАССР 6-го и 10-го созывов. Имя Г.М.Корепанова-Камского присвоено школе искусств в селе Дебесы, правительством Удмуртской Республики учреждена стипендия имени Корепанова-Камского для поощрения талантливых молодых музыкантов.

Перечень источников:

                        Библиография:    I

«Россиянка». Либретто Ю.Сизых, 1967.
«Заговор». Либретто Э.Вериго и В.Курочкина по мотивам романа М.Петрова «Старый Мултан»,1987.
«Чипчирган». Либретто В.Садовникова и Г.Корепанова-Камского, 1963.
«Италмас». Либретто В.Никитина по поэме М.Петрова, 1962.
«Любушка». Либретто Л.Перевозчикова и К.Полякова, 1959.
«Когда поют соловьи». Либретто И.Гаврилова, 1962.
«Азин». Героико-романтическая оперетта. Либретто К.Полякова 1978.
«Романтики». Либретто Г.Фере, 1980.
«Мы вас ждем». Либретто Г.Фере и Л.Розова ,1982.
Поэма о матери для виолончели с оркестром (1955)
Старый мултан. Симфоническая поэма (1976)
Тыловайская сюита (1969)
Симфоническая сюита памяти К.Герда (1998)
Четыре увертюры (50-е-80-е годы)
Концерт-поэма для скрипки с оркестром (1971)
Поэма для струнного оркестра и фортепиано (1965)
Пять струнных квартетов (1972-1990, в том числе № 3- «Языческий»,1990),
Две сюиты «Деревенские танцы» для ансамбля деревянных духовых инструментов (1958)
Пьесы для скрипки и фортепиано, в том числе цикл «Ширъяны»,
Фортепианные пьесы, среди них – «Удмуртская баллада», «Лесная сюита», токката и двойная фуга, многочисленные пьесы для детей.
Хоры без сопровождения и в сопровождении фортепиано, в т.ч. «Гырыны потон» («Праздник первой борозды», сл.Г.Сабитова)
Вокальный цикл «Обрядовые песни», слова народные (1972),
романсы, в том числе «Сюлэм» («Сердце», сл.М.Покчи-Петрова),
песни и обработки народных мелодий (более 300), среди них:
«Эктон гур» («Плясовая», сл. М.Покчи-Петрова),
«Кам тулкымъёс» («Камские волны», сл.С.Широбокова),
«Тынад синьёсыд» («Твои глаза», сл. М.Покчи-Петрова),
«Гармонь», сл. О.Поскребышева,
«Кырњаломе, данъяломе» («Споем и прославим», сл. С.Широбокова),
«Тыловай топольёс» («Тыловайские тополя», сл. С. Широбокова);
песни для детей, в том числе:
«Нольгыри» («Воробей»), «Кикы» («Кукушка»), сл. М.Покчи-Петрова;
Музыка к спектаклям.

II

Золотой век удмуртской музыки. Антология. / Of Udmurt composers music. Anthology. CD. - Ижевск, 2007.

  Котков Владимир Васильевич (1958)
Котков Владимир Васильевич (1958)
Член Союза писателей России, самодеятельный композитор, поэт-бард, драматург, детский писатель Владимир Васильевич Котков родился 2 января 1958 г. в д. Елкибаево (Актэмыр) Алнашского района Удмуртской АССР.

В годы учёбы в Байтеряковской восьмилетней школе начал писать рассказы, которые печатались в пионерской газете «Дась лу!» и в коллективных сборниках «Асьме киын» и «Жингрес куараос». В эти же годы многие его юмористические рассказы звучали по республиканскому радио. Первые стихи опубликовал в районной газете «Алнашский колхозник», в республиканских газетах «Дась лу!», «Советской Удмуртия» и в журнале «Молот» во время учёбы в Алнашской средней школе.

В 1975 г. В. Котков поступил на удмуртское отделение филологического факультета Удмуртского госуниверситета. В эти годы принимал активное участие в работе литературно-творческого кружка УдГУ и литобъединения при редакции газеты «Cовeтской Удмуртия». В 1977 г. издательство «Удмуртия» выпустило коллективный сборник «Пыд улын музъем» («Шаги по земле»), куда вошли 10 стихотворений молодого автора. Прослужив в 1977-1979 гг. в рядах Вооруженных Сил СССР, работает корреспондентом республиканского радио и продолжает учёбу в университете.

Первую книгу своих стихов «Чипчирган» («Cвирель») поэт выпустил в 1982 г. С особым лиризмом автор описывает красоту родного края. Его строки юмористичны и музыкальны, наполнены мягким светом, эмоционально-доброжелательной тональностью.

С 1983 по 1986 гг. В. Котков работает корреспондентом в Якшур-Бодьинской районной газете, далее литературным консультантом в аппарате правления Союза писателей Удмуртской АССР, методистом - организатором во дворце культуры «Октябрь» г. Ижевска, редактором отдела поэзии в молодёжном журнале «Инвожо».

В 1988 г. выходит вторая книга его стихов «Альжан». Здесь автор расширяет тематический диапазон своей поэзии: это и любовь к малой родине, матери, своей избраннице-девушке, радость рождения ребенка. Появляются стихи и философского плана. Работая учителем музыки в Петунёвской средней школе Шарканского района и педагогом дополнительного образования в Шарканском доме творчества, В. Котков руководит очно-заочным литобъединением района.

Поэт стал известен читателю и как автор психологических и юмористических рассказов, предназначенных для детей и взрослых. Им созданы драматические произведения для театральных коллективов республики, многие из них написаны в стихотворной форме.

Занимается переводами, сам печатается на многих языках народов России.

Владимир Котков является организатором удмуртского бардовского движения. В его репертуаре около двухсот песен собственного сочинения.

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Кылбуръёс // Пыд улын - музъем: Егит удмурт поэтьёслэн кылбуръёссы. – Ижевск, 1977. - С. 72-78.
Чипчирган: Кылбуръёс. – Ижевск, 1982. - 28 с.
Стихотворения // Середина земли родной. - М., 1987. - С. 396-401.
Альжан: [Кылбуръёс] // Pоманова Г. Шепасько юос. Котков В. Альжан. Шибанов В. Сюлэмам шунды. - Ижевск. 1988. - С. 55-92.
То:лпери: Кылбуръёс // Вордскем кыл. - 1989. - № 11. Вкл. л. «Вордскем кыллэн» книжкаез.
Яратэ!: Музыкальный альбом. – Студия «Зеркало». - Ижевск, 1989.
Йыромем солдатъёс: Повесть // Кенеш. - 1990. - № 1. - С. 52-62.
Зарни карнан: Кылбуръёс. - Ижевск. 1991. - 16 с.
Кызьпуо шаерам: Кылбуръёс. Ижевск. 1994. - 80 С.
Бырисьтэм урок: Кылбуръёс // 3:ечбур! 2001. - 6 сeнт. – «3:ечбурлэн» пичи книжкаез.
Мон ваньзэ яратйсько: Кылбуръёс: // Вордскем кыл. - 2002. - № 3. - Вкл.л. «Bоpдскем кыллэн книжкаез».
Пал чурен. // Альманах удмуртского ПЕН-клуба: Поэзия. Критика. Проза. Искусство. / Инвожо № 5-6, 2007, Ижевск. - С.109.

II

Яшин Д. Чипчирган куараез кылзыса // Котков В. Чипчирган. – Ижевск, 1982. - С. 3-4.
Сергеев П. Кылбура, кырз:а, вера // Сов. Удмуртия. - 1991. - 31 окт.
Bозняков В. Нуналлы быдэ – кылбур, арлы быдэ - кык пьеса // Удмурт дунне. - 2001. - 14 сeнт.
Зайцева Т. В. Котковлэн лирикаез // Bоpдскем кыл. - 2003. - № 9. - С. 63-67.
Писатели и литературоведы Удмуртии: Биобиблиографический справочник / Сост. А.Н. Уваров.- Ижевск, 2006.- Изд. 2-е. расшир. и доп.- С.67.

  Толкач Юрий Львович (1949)
Толкач Юрий Львович (1949)
Юрий Львович Толкач - композитор, музыковед родился 28 января 1949 года в Ижевске.

Заслуженный деятель искусств Удмуртской республики (1993). Лауреат Государственной премии Удмуртской Республики (2002), Лауреат Всероссийского конкурса духовной хоровой музыки (2003), Лауреат премии комсомола Удмуртии (1985), Член Союза композиторов СССР (ныне России) с 1975 года. Заместитель председателя Союза композиторов Удмуртской Республики.

В 1973-74 гг. окончил Казанскую государственную консерваторию как музыковед (классы А.Г. Юсфина и Ю.В .Виноградова) и как композитор (класс А.Б. Луппова).

Преобладающий круг образов музыки Ю.Л. Толкача связан с лирико-эпическим началом. Его лучшие произведения отличают ясность мелодического языка и голосоведения, полифоническая насыщенность фактуры, многообразие стилистических истоков и приемов композиторской техники с преимущественной опорой на творчески претворенные традиции таких композиторов, как И. СтравинскиЙ, Г. Свиридов, Б. Барток, Я. Сибелиус, К. Орф. Среди крупных сочинений - балет «Волшебный талисман», «Боккаччо-сюита» по «Декамерону» для симфонического оркестра, симфония памяти Я.Сибелиуса, концерт для фортепиано с оркестром, Литургия Иоанна Златоуста и Всенощное бдение для смешанного хора, хоровые циклы «Сельские песни» (слова из удмуртской народной поэзии), Триптих на стихи А.С. Пушкина (1999), концерты для хора на стихи М. Кузмина, Т. Элиота, П. Верлена, ряд камерных сочинений. Ю. Толкач известен как как лектор-музыковед, является автором ряда научных статей и рецензий.

Особое место в творчестве Ю. Толкача занимает хоровая музыка для детей и юношества. Им созданы произведения от песен для малышей до крупных концертных сочинений, ставящих перед юными музыкантами сложные и интересные исполнительские и художественные задачи. Детская хоровая музыка композитора приобрела широкую известность - она входит в репертуар практически всех коллективов детских школ искусств Удмуртии, исполнялась и исполняется хорами Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Кирова, Йошкар-Олы. Многолетняя творческая дружба связывает композитора с замечательным хоровым коллективом - концертным хором ДШИ № 3 «Глазовчанка» города Глазова Удмуртской Республики, которым руководит талантливый хормейстер, заслуженный работник культуры России Т.А. Свиткова. Благодаря этому хору сочинения Ю. Толкача прозвучали в Екатеринбурге, Киеве, Феодосии, Нарве. В 2003 году состоялось успешное гастрольное турне «Глазовчанки» по странам Европы - коллектив выступал в Бельгии, Франции, Люксембурге и Нидерландах. Во всех концертах хор с большим успехом исполнял цикл «Акварели» на стихи Ф.Васильева и концерт «Русские прибаутки» Ю. Толкача. Одно из таких выступлений запечатлено на компакт-диске, выпущенном в Люксембурге.

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Вариации на тему М.И. Глинки для фортепиано. - Ижевск, 2005 - 16 с.
Концертные произведения для детских и юношеских хоров. - Ижевск, 2005 - 87 с.
Монограммы: 4 посвящения для струнного квартета. - Ижевск, 2005. - 14 с.
Вальс-каприс. Воспоминание о Воткинске (Фантазия на тему П.И. Чайковского) для скрипки и фортепьяно. Клавир и партия. / В соавт. - Ижевск, 2006 - 27 с.

  Чайковский Петр Ильич (1840 - 1893)
Чайковский Петр Ильич (1840 - 1893)
П.И. Чайковский родился в семье горного инженера. В 1850—59 учился в училище правоведения в Петербурге, в 1859—63 служил в Министерстве юстиции. В 1861 поступил в музыкальные классы Петербургского отделения Русского музыкального общества (с 1862 — Петербургская консерватория). Занимался у Н. И. Зарембы (теоретические предметы) и А. Г. Рубинштейна (сочинение). В 1865 окончил консерваторию с отличием. В 1866—1878 профессор Столичной консерватории по классам свободного сочинения, гармонии и инструментовки (среди учеников — С. И. Танеев). В педагогических целях перевёл несколько музыкально-теоретических трудов, написал учебник «Руководство к практическому изучению гармонии» (1872). В 1868 впервые выступил в печати как музыкальный критик. В 1871—76 работал музыкальным рецензентом московских газет «Современная летопись» и «Русские ведомости», борясь за утверждение реалистических принципов в отечественной музыке. Художественные и общественные интересы сблизили Чайковского с Н. Г. Рубинштейном, критиками Н. Д. Кашкиным, Г. А. Ларошем, а так-же с Л. Н. Толстым, А. Н. Островским, артистами Малого театра, в том числе с П. М. Садовским, и др. Связям Чайковского с прогрессивными идейно-художественными течениями 60-х гг. 19 в. способствовало общение (во время частых поездок в Петербург) с членами «Могучей кучки». Уже в 1866—1877 (московский период) приходит расцвет творчества Чайковского, в эти годы созданы: 3 симфонии («Зимние грёзы», 1866; 1872, 2-я ред. 1879; 1875: начата так-же 4-я симфония), несколько программных оркестровых сочинений, в том числе увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869, 2-я ред. 1870, 3-я — 1880), симфоническая фантазии «Буря» (1873) и «Франческа да Римини» (1876), 1-й концерт для фортепьяно с оркестром и «Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром (1875), «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), 3 струнных квартета (1871, 1874, 1876), оперы «Воевода» (1868), «Ундина» (1869, уничтожена Чайковским в 1873), «Опричник» (1872), «Кузнец Вакула» (1874, 2-я ред. — «Черевички», 1885), балет «Лебединое озеро» (1876), музыка к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (1873), фортепианные пьесы (в т. ч. цикл «Времена года», 1876), романсы и др. В 1868—72 Ч. так-же переложил для фортепиано в 4 руки 50 русских народных песен из сборников К. П. Вильбоа и М. А. Балакирева, отредактировал сборник русских песен, собранных В. П. Прокуниным. Осенью 1877 Чайковский уехал за границу, где продолжал работу над 4-й симфонией (1876—77) и оперой «Евгений Онегин» (1877—78, пост. 1879, силами учащихся Столичной консерватории; 1881, Большой театр). Благодаря материальной поддержке Н. Ф. фон Мекк (с которой в 1876—90 вёл обширную дружескую переписку, но никогда не виделся) Чайковский смог полностью отдаться композиторскому труду. До 1885 жил то за рубежом (Швейцария, Италия, Франция), то на родине (чаще всего у собственной сестры А. И. Давыдовой в имении Каменка на Украине). Произведения этого периода — оперы «Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883), кантата «Москва» (1883); «Торжественная увертюра 1812 год» (1880), «Итальянское каприччио» (1880) и 3 сюиты (1879, 1880, 1883) для оркестра, концерт для скрипки с оркестром (1878), фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882, на смерть Н. Г. Рубинштейна), 2-й концерт для фортепиано с оркестром (1880), «Большая соната» для фортепиано (1878) и др. демонстрируют разнообразие творческих интересов, мастерское использование широкого круга жанрово-стилистических средств. С 1885 Чайковский обосновался в Подмосковье (с 1892 — в Клину). С середины 80-х гг. возобновил активную музыкально-общественную деятельность. Часто бывая в Столице и Петербурге, участвовал в музыкальной жизни, в особенности в мероприятиях Русского музыкального общества (был избран директором Московского отделения общества, 1885) и Столичной консерватории. Премьера оперы «Черевички» в Большом театре (1887) положила начало его дирижёрским выступлениям. В 1887—93 он дирижировал своими преимущественно симфоническими сочинениями, а так-же операми в России и за рубежом. Его творчество получило высокую оценку; в 1892 он был избран член-корреспондентом Академии изящных искусств (Франция), в 1893 ему была присуждена почётная степень доктора музыки Кембриджского университета. В 1885—93 Чайковский создал ряд выдающихся произведений, чередуя трагедийные полотна (оперы «Чародейка», 1887; «Пиковая дама», 1890; программная симфония «Манфред», 1885; 5-я симфония, 1888; 6-я «Патетическая» симфония, 1893) с партитурами, в которых торжествуют свет и радость (балеты «Спящая красавица», 1889; «Щелкунчик», 1892; опера «Иоланта», 1891; оркестровая сюита «Моцартиана», 1887).

Одна из вершин художественного реализма, музыка Чайковского принадлежит к высшим достижениям отечественной культуры наряду с творчеством А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Вместе с крупнейшими представителями «Могучей кучки» Чайковский входит в плеяду русских музыкальных классиков — продолжателей глинкинских традиций. Тему остроконфликтной серьёзной борьбы человека за право на счастье Чайковский сделал основной в своём творчестве, поднявшись до подлинно трагедийных высот. Чуткий лирик-психолог, он глубоко раскрывал внутренний мир человека. Его увлекали шедевры Данте и У. Шекспира, Пушкина и Дж. Байрона, Н. В. Гоголя и А. Н. Островского, события и колорит различных исторических эпох, картины народной жизни, обрисовка разнохарактерных персонажей, образов природы, сказочная романтика, передача детского мировосприятия. При этом в центре внимания Чайковского всегда находились близкие ему самому чувства, выражаемые с покоряющей правдивостью. Чайковский оперировал богатейшим арсеналом художественных средств, накопленных мировой музыкальной классикой. Но главными источниками его мелодически щедрой музыкальной речи, ярко демократичной и параллельно новаторской по силе лирико-драматической экспрессии, явились русская народная песня (преимущественно городского склада) и русский бытовой романс. Чайковский воплощал настроения, характеры, философские раздумья в их диалектически-сложном, нередко противоречивом непрерывном становлении и развитии при широких образных обобщениях и высоком жизнеутверждающем пафосе. Чайковский — один из величайших композиторов-симфонистов, достойный преемник Л. Бетховена. Симфоническое мышление Чайковского ярко проявилось в различных произведениях его обширного многогранного наследия, для которого характерно взаимообогащение вокальных и инструментальных жанров (в частности, оперы и симфонии). Среди 10 опер Чайковского выделяются написанные на пушкинские сюжеты «Евгений Онегин» (лирические сцены, новейший тип оперы), где композитор воплотил свой идеал «интимной, но сильной драмы», и «Пиковая дама» — непревзойдённая по психологической глубине вокально-симфоническая трагедия. Значительность содержания и параллельно доходчивость выражения отличают оркестровые (программные и непрограммные) произведения Чайковского; его поздние симфонии (4—6-я) — подлинные «инструментальные драмы». 3 балета Чайковского, в которые он внёс принципы симфонической драматургии, ознаменовали новейший этап в истории этого жанра. Популярны концертно-инструментальные (особенно 1-й концерт для фортепиано с оркестром), а так-же камерные сочинения Чайковского, среди которых выделяются многочисленные (104) романсы. Великое гуманистическое искусство Чайковского, оказавшее плодотворное воздействие на многих композиторов конца 19—20 вв., является неиссякаемым источником высоких реалистических традиций для передового музыкального творчества. Музыка Чайковского пользуется всемирной славой. Именем Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, Пермский театр оперы и балета, концертный зал в Столице. С 1958 в Столице проводится Международный конкурс им. Чайковского. Мемориальные музеи Чайковского имеются в Клину, Воткинске, Каменке (Музей Пушкина и Чайковского).

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Чайковский П. Полное собрание сочинений: Литературные произведения и переписка. Т. 2. М., 1953; т. 3-А. М., 1957; т. 5. М., 1959; т. 6. М., 1961; т. 7. М., 1962; т. 8. М., 1963; т. 9. М., 1965; т. 10. М., 1966; т. 11. М., 1966; т. 12. М., 1970; т. 13. М., 1971; т. 14. М., 1974; т. 15-А. М., 1976; т. 15-Б. М., 1977; т. 16-А. М., 1978; т. 16-Б. М., 1979; т. 17. М., 1981
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—62, М., 1940— 1974, т. II, III, V-XVa, — Художественные произведения и переписка, М., 1953—76.

II

Чайковский М., Жизнь П. И. Чайковского, т. 1—3, М.—Лейпциг, 1900—1902.
Дни и годы П. И. Чайковского. Летопись жизни и творчества, М.—Л., 1940.
Чайковский и театр. Очерки и материалы, М.—Л., 1940.
Чайковский на столичной сцене. Первые постановки в годы его жизни, М.-Л., 1940.
П. И. Чайковский на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, Сб. статей, Л., 1941.
Ярустовский Б., Оперная драматургия Чайковского, М.-Л., 1947.
Кашкин Н. Д., Избр. очерки о П. И. Чайковском, М.-Л., 1954.
Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 2, М., 1954.
Кашкин Н. Д. Воспоминания о П. И. Чайковском.- М., 1954
Кашкин Н. Д. Избранные статьи о П. И. Чайковском.- М., 1954
Кремлев Ю., Симфонии П. И. Чайковского, М., 1955.
Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956.
Житомирский Д., Балеты Чайковского, М., 1957.
Протопопов Вл., Туманина Н., Оперное творчество Чайковского, М., 1957.
Музыкальное наследие Чайковского, М., 1958.
Домбаев Г. С., Творчество П. И. Чайковского в материалах и документах, М., 1958.
Николаева Н., Симфонии П. И. Чайковского, М., 1958.
Должанский А. Музыка Чайковского. Симфонические произведения. Научно-популярные очерки.- Л., 1960
Туманина Н. В., Чайковский и музыкальный театр, М., 1961.
Чайковский. Путь к мастерству, М., 1962.
Давыдов Ю. Записки о П. И. Чайковском.-М., 1962
Яковлев В. В., Избр. труды о музыке, т. 1, М., 1964.
Чайковский. Великий мастер, М., 1968.
Туманина Н. Чайковский. Великий мастер.- М., 1968
Альшванг А., П. И. Чайковский, 3 изд., М., 1970.
Оперы П. И. Чайковского. Путеводитель.- М., 1970.
Цуккерман В., Выразительные средства лирики Чайковского, М., 1971.
Асафьев Б. О музыке Чайковского. Избранное. - Л., 1972
Воспоминания о П. И. Чайковском, 2 изд., М., 1973.
Ларош Г. А., Избр. очерки, в. 2 — П. И. Чайковский, М., 1975.
Ларош Г. Избранные статьи, вып. 2. П. И. Чайковский.- Л., 1975
Аншаков Б. Я. Илья Петрович Чайковский : очерки жизни и деятельности / Б. Я. Аншаков. - 2-е изд., испр. и доп. - Ижевск : Удмуртия, 1979. - 108 с. : ил.
Воспоминания о П. И. Чайковском (сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. Ред. В. В. Протопопов). 3-е изд.-М., 1979; 4-е изд.-Л., 1980.
Петр Ильич Чайковский. – М., Музыка, 1983. – 189 с.
Музей-усадьба П.И.Чайковского в Воткинске. Открытки. – М., Планета. – 1988. – 15 с.
На родине П.И. Чайковского: Фотокнига. – Ижевск, 1990. – 160 с.
Пролеева В. И. К родословной П. И. Чайковского : жизнь и деятельность П. Ф. Чайковского / В. И. Пролеева ; Музей-усадьба П. И. Чайковского в Воткинске. - Ижевск : Удмуртия, 1990. - 31 с. : ил. - Библиогр. в примеч. : с. 30-32.
Чайковский Илья Петрович // Энциклопедия земли Вятской. - Киров, 1996. - Т. 6 : Знатные люди. - С. 481.
Чайковский Илья Петрович // Уральская историческая энциклопедия. - Екатеринбург, 2000. - С. 592.
П. И. Чайковский и Удмуртия : к родословной : сб. док. / Центр. гос. арх. Удмурт. Респ. ; сост. Н. Г. Пушкарева, Г. И. Самарцева ; пер. предисл. на англ. яз. Н. Н. Бычковой. - Ижевск : Удмуртия, 2001. - 147 с., [6] л. ил.
Великий Чайковский. – Ижевск, Регион-Пресс, 2005. – 184 с.
Ясаков Г.К. Воткинские рассказы о Чайковских. – Ижевск, 2006. – 94 с.
Рогалёв В.В. С любовью к П.И. Чайковскому. – Ижевск, 2008. – 79 с.
Конарева Ю. Илья Петрович Чайковский / Ю. Конарева // Воткинские Вести. - 2008. - 25 апр.
У истоков музыки. Воткинск - родина П.И. Чайковского. – Ижевск, 2008. – 112 с.

  Черезов Сергей Николаевич (1955)
Черезов Сергей Николаевич (1955)
Черезов Сергей Николаевич - Заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики, композитор, родился 2 марта 1955 года в городе Белая Холуница Кировской области. В 1984 году окончил Казанскую государственную консерваторию по классу композиции А.Б. Луппова. С этого же года по настоящее время - преподаватель Республиканского музыкального колледжа УР.

Среди сочинений композитора - масштабная, проникнутая высоким драматизмом симфония, блестящая оркестровая сюита «Вятские песни», ряд ярких произведений для оркестра русских народных инструментов, хоровые миниатюры и песни на стихи руссих поэтов-классиков. К ярким страницам творчества С.Н.Черезова относятся его сочинения для фортепиано. В них полно проявилась самобытность музыки мастера, которая неотделима от органичного и своеобразного ощущения особенностей русского фольклора. В то же время, фортепианная музыка композитора воспринимается как звено в продолжении и развитии благородных традиций отечественного музыкального искусства, связанных с именами М. Мусоргского, И. Стравинского, Г. Свиридова. В одном из лучших сочинений С. Черезова – фортепианной сонате ("Памяти деда") народнопесенные элементы вовлекаются в напряженное драматическое развитие с трагедийным подтекстом достигая истинно симфонических масштабов. Одночастный концерт для фортепиано с оркестром проникнут мощным жизнеутверждающим пафосом. Здесь дух эпического повествования и динамичная скерцозность составляют органичный художественный сплав, что в сочетании с лаконизмом формы, заставляет вспомнить о таких образцах русского фортепианного концерта ХХ века, как Первый концерт С. Прокофьева.

В фортепианных миниатюрах С. Черезов предстает как мастер тонкой звуковой графики. Композитор точно отобранными средствами создает разнохарактерные образы, то проникнутые лирическим созерцанием и внутренним драматизмом, то остро характерные, не лишенные юмора и гротеска. Фортепианные произведения С. Черезова отличаются разнообразием фактуры, богатством образов, динамизмом развития и если можно так выразиться – увлекательностью своих музыкальных сюжетов.

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Хоры. - Ижевск, 2006. - 75 с.
Мой друг рояль. Произведения для фортепиано. - Ижевск, 2008. - 63 c.

[1] [2

   ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

   УКАЗАТЕЛЬ РАЗДЕЛОВ

Программное обеспечение сайта, дизайн, оригинальные тексты, идея принадлежат авторам и владельцам сайта www.alibudm.ru
Информация о изданиях, фотографии обложек, описание и авторские рецензии принадлежат их авторам, издателям и рецензентам.
Copyright © 2007 - 2014      Проект:   Книги Удмуртии - почтой



Рейтинг@Mail.ru www.izhevskinfo.ru